Еще один танкер «завис» у берегов Индии: на этот раз это газовоз с камерунским СПГ. К концу ноября танкер СПГ Ob River уже находился у Индии, однако с 30 ноября газовоз не подходит к индийским терминалам, предпочитая маневрировать в океане. Ob River способен везти 100 млн куб. газа в сжиженном виде. Его фрахтует SEFE Marketing & Trading, ранее это компания называлась Gazprom Germania, но была национализирована в Германии в прошлом году.
Океанское маневрирование газовоза началось после того, как 30 ноября индийская Gail подала иск в отношении SEFE в арбитраж Лондона за недопоставку сжиженного метана. Индия потребовала заплатить ей $1,8 млрд и другие неденежные возмещения.
Претензии Gail заключаются в том, что после национализации в Германии дочки «Газпрома» Gazprom Germania у нее, переименованной в SEFE, остался долгосрочный контракт на покупку у «Ямал СПГ» 2,9 млн тонн газа, а также поставку из них 2,5 млн тонн в Индию. Чтобы обеспечить Дели газом, согласно данным соглашениям, кабинет министров России даже сделал исключение из контрсанкций и позволил SEFE покупать газ с ямальского завода.
Однако российский СПГ до Индии перестал доходить с мая 2022 года. НОВАТЭК сообщал, что выполняет все индийские контракты, однако газ оседал в Европе. Тогда SEFE предпочитал платить штраф за срыв контракта в размере $100 за тысячу куб., или 20% от стоимости контракта. Даже в этом случае трейдеру было выгоднее оставлять газ в ЕС на фоне дефицита из-за снижения российских трубопроводных поставок и политических причин отказа от трубного газа из РФ.
В этом году европейский рынок успокоился, и SEFE вновь начала возить СПГ в Индию, но по камерунскому контракту «Газпрома». Кроме того, она все же привезла две СПГ-партии с Ямала.
Однако в Дели посчитали, что данные поставки не оправдывают прошлогоднее поведение SEFE. Сейчас Ob River боится разгружаться в Индии — вместо этого судно теряет энергосырье в открытом море, поскольку при перевозке СПГ имеет тенденцию интенсивно испаряться.