Как и другим республикам Центральной Азии, Кыргызстану остро не хватает современной логистической инфраструктуры. На страну с 7-миллионным населением приходится менее 50 тыс. кв. м качественных складских площадей (весь этот фонд сосредоточен в столичной агломерации) и всего один комплекс класса «А».
Эксперты полагают, что в перспективе ближайших двух лет ситуация на складском рынке Кыргызстана должна радикально измениться. Анонсирован ввод в эксплуатацию двух крупных логопарков и нескольких объектов меньшего масштаба. Станислав Ахмедзянов, управляющий партнер IBC Global (Industrial Brokerage Consulting), считает, что реализация этих планов позволит участникам местного рынка вздохнуть свободнее и придаст импульс для дальнейшего развития сети складских центров.
По его словам, потенциал Кыргызстана как стратегического транспортного узла огромен и очевиден. Прежде всего, географическое расположение позволяет стране активно участвовать в транзитной торговле Китая с Ближним Востоком, СНГ и Европой, а также России и Казахстана с государствами Южной Азии. Внутренний рынок Кыргызстана переживает период бурного роста и лидирует в среднеазиатском регионе по увеличению объемов розничной торговли. В прошлом году показатели поднялись на треть. За тот же период был зафиксирован 40-процентный прирост внешнеторгового оборота с Россией (третий результат на постсоветском пространстве) — сказался эффект от параллельного импорта. Кроме того, только на площадке Wildberries кыргызстанские предприниматели ежемесячно продают товаров на сумму, идентичную 1 млрд рублей. Ozon, в свою очередь, не собирается целиком уступать перспективный рынок конкуренту и тоже намерен закрепиться в республике.
«Остается открытым вопрос, в какой мере Кыргызстан сможет воспользоваться благоприятными предпосылками для расширения и усовершенствования логистической инфраструктуры. Во многом это зависит от лояльности со стороны институциональных инвесторов. А они пока не готовы вкладывать средства в конкретные проекты, хотя и демонстрируют заинтересованность. Зарубежных игроков беспокоят риски, связанные с высокой инфляцией. Правительство Кыргызстана не имеет достаточно ресурсов для поддержки индустрии и стимулирования рынка. Руководство страны возлагает надежды на помощь по линии Евразийского экономического союза. В частности, обсуждается строительство северной объездной дороги для нужд столицы и 400-километрового ответвления железнодорожного маршрута Новосибирск-Алматы- Бишкек (от Балыкчы до Джалал-Абада). Слабость национального девелопмента и необходимость импорта ряда материалов (включая сэндвич-панели и специализированное оборудование для доков) обуславливает высокую себестоимость строительства. А это задает сравнительно высокий уровень арендных ставок — в среднем 114 долларов за квадратный метр (без учета НДС) для строящихся комплексов, что на 37% выше среднероссийского показателя», — отмечается в пресс-релизе IBC Global.
К текущему сезону рынок складской недвижимости Кыргызстана подошел лишь с одним логистическим центром класса «А» — Smart Logistic на 12 тыс. кв. м. Фонд складских площадей класса «B» измеряется 34 тыс. кв. м. В сумме это дает 0,007 кв. м на одного жителя республики — запредельно мизерный показатель, на порядок ниже, чем в соседнем Казахстане, и в 40 раз ниже, чем в России.
На осень следующего года анонсирован ввод в эксплуатацию логистического комплекса, который займет участок в 28,8 га к северу от Бишкека (на первой линии дороги ЭМ-11). С его открытием рынок получит 163 тыс. складских площадей класса «А». В начале 2025 г. к нему присоединится еще один масштабный современный качественный объект — причем в той локации — «Батыр Логистик Центр» на 110 тыс м2, который имеет ключевое значение в регионе, его реализация осуществляется при государственной поддержке. Стратегическая локация «Батыр Логистик Центр» (расположен в непосредственной близости от главной автомагистрали региона, трассы А365, которая связывает Бишкек и пограничный КПП Торугарт на границе с Китаем) имеет важное значение для потенциальных арендаторов. А в целом, формирование в единой локации логистического кластера с высококлассными объектами дополнительно увеличит емкость высококачественного складского предложения и усилит инфраструктуру региона.
О планах по строительству собственного логистического центра на 100–150 тыс. кв. м также рассказала владелица Wildberries Татьяна Бакальчук. В девелопмент этой площадки предполагается вложить минимум 95 млн долларов. Также аналитики напомнили о некоторых премьерах меньшего масштаба — второй и третьей очередях Smart Logistic (в сумме 14 тыс. кв. м) и складском комплексе «Неман-Фарм» (12 тыс. кв. м), который строится для обслуживания корпоративной логистики.
Потребности торговой индустрии Кыргызстана на ближайшие полтора-два года оцениваются, по крайней мере, в четверть миллиона квадратных метров современных складских площадей. Поэтому операторы логистических центров будут работать в режиме гарантированного спроса. Несмотря на вызовы, новые проекты в сфере логистики будут способствовать экономическому подъему страны. С развитием складских комплексов улучшится логистическая связь между ключевыми торговыми партнерами, что укрепит позиции страны как транзитного узла. Это также создаст благоприятные условия для местных и международных предпринимателей, позволяя расширять бизнес и увеличивать торговые потоки.
В долгосрочной перспективе, развитие логистической инфраструктуры в Кыргызстане может также способствовать привлечению зарубежных инвестиций, что поддержит экономический рост и повысит уровень занятости в стране. Правительственная поддержка и сотрудничество с Евразийским экономическим союзом будут играть ключевую роль в реализации этих планов.