Перевозки грузов и почты российскими авиакомпаниями в 2023 году составили 467,4 тыс. тонн грузов, сократившись на 23% по сравнению с показателями 2022-го. 337,5 тыс. тонн пришлись на внутренние перевозки, 129,8 тыс. тонн — на международные. Об этом 5 февраля пишут «Ведомости» со ссылкой на данные Росавиации.
Основными причинами снижения объемов перевозок стали отказ крупнейшей грузовой российской компании Air Bridge Cargo (ABC), входящей в ГК «Волга-Днепр», от рейсов за рубеж, а также увеличение китайских перевозчиков, конкуренцию с которыми отечественные компании не выдерживают.
В авиакомпании «Авиастар-ТУ» сообщила о сокращении перевозок на 30% за 2023 год, отмечая, что объемы доставки грузов из КНР и в обратную сторону российскими компаниями упали вдвое из-за активного выхода на рынок китайских игроков. В результате компании приходится повышать внутрироссийские тарифы, что делает их менее доступными. В «Авиастар-ТУ» прогнозируют ухудшение ситуации по итогам 2024 года, поскольку большинство зарубежных рынков для российских самолетов по-прежнему недоступна из-за разрыва торговых отношений и невозможности использовать самолеты за рубежом.
Air Bridge Cargo, которая до начала СВО занимала 42% рынка авиационных грузоперевозок в России, была вынуждена прекратить полеты в другие страны в марте 2022-го. Впоследствии, чтобы исправить сложившуюся ситуацию, перевозчик надеялся получить новые отечественные самолеты Ил-96-400 в начале 2023 года, но они до сих пор не были переданы заказчику.
Эксперты отмечают, что санкции усложнили логистические цепочки. Если раньше на самолетах перевозили дорогие и технически сложные товары, например, микросхемы и электронику, то теперь контроль за товарами двойного назначения ужесточен, и поставщикам приходится искать альтернативные пути.