← Негабаритные и опасные грузы

РЖД устроили Приморью напряженную ситуацию с минеральными удобрениями

ОАО «Российские железнодорожные компании» (РЖД) чуть не сорвало посевную кампанию в Приморском крае, создав напряженную ситуацию с поставкой минеральных удобрений. Это следует из материалов продовольственного комитета Законодательного собрания (есть в распоряжении KONKURENT.RU).

В Приморском крае основными поставщиками минеральных удобрений являются: ООО «Фосагро Сибирь», ООО «Примагро», ООО «Кемеровский азот». Для проведения посевной кампании на площади 465 тыс. га (без учета населения) необходимо ежегодно поставлять в регион не менее 75-78 тыс. тонн минеральных удобрений не позднее апреля-мая месяцев (перед севом основных сельскохозяйственных культур кукурузы и сои).

В этом году грузы двигались, но со значительным отставанием. Так, по состоянию на 6 мая 2024 г. в край всего прибыло 2395 тонн минеральных удобрений. Несмотря на то, что удобрения были законтрактованы еще в декабре 2023 г., региональному Минсельхозу пришлось в оперативном режиме решать вопрос с центром фирменного транспортного обслуживания РЖД.

В результате огромный объем удобрений в Приморье поступил в последние дни и только на 15 мая достиг 68 тыс. тонн.

Низкая эффективность перевозочного процесса при транспортировке агрохимических продуктов наблюдается в Приморском крае с 2019 г., отмечается в депутатских материалах. Значительное усугубление ситуации произошло на фоне переориентации грузопотока в сторону Дальнего Востока, вызвавшего пиковую загрузку Транссибирской и Байкало-Амурской магистралей за счет угольного сырья и контейнерных грузов.

Проблем добавило приостановление действия правил недискриминационного доступа перевозчиков к инфраструктуре железнодорожного транспорта, отразился на перевозках и ввод временных правил определения очередности перевозок грузов.

В частности, реализация указанных мер определила перевозку грузов во внутригосударственном сообщении для посевной кампании в пятую очередь из семи возможных. В приоритетном порядке ОАО «РЖД» обеспечивает погрузкой и транспортировкой специальные и контейнерные грузы, а также угольное сырье. То есть товары для посевной кампании рассматриваются по остаточному принципу. Интересно и то, что квоты на отправку минеральных удобрений железнодорожным транспортом в адрес предприятий агропромышленного комплекса в период подготовки и проведения весенних полевых работ действующими нормативными документами не предусмотрены.

Между тем несвоевременная доставка минеральных удобрений в адрес сельскохозяйственных товаропроизводителей, приводит к нарушению процесса подготовки к посевному сезону. По мнению приморского Минсельхоза, это отрицательным образом сказывается на урожайности продукции, приводит к расторжению заключенных контрактов, невозврату заемных денежных средств сельскохозяйственными товаропроизводителями и недополучению бюджетами различных уровней налогов и сборов.