Транзит углеводородов – нефти, нефтепродуктов, сжиженного природного газа (СПГ) и сжиженных углеводородных газов (СУГ) – через Красное море сократился более чем вдвое по итогам первых пяти месяцев 2024 г. Если в период с января по май 2023 г. транзитом через Суэцкий канал пользовались в среднем 26 газовозов и нефтяных танкеров в сутки, то в период с января по май 2024 г. их среднесуточное количество сократилось до 12, согласно данным МВФ и Оксфордского университета.
Сокращение транзита нефти, газа и нефтепродуктов связано атаками йеменских хуситов, из-за которых объем поставщики сырья вынуждены использовать альтернативные маршруты. По данным Vortexa, транзит нефти и нефтепродуктов через мыс Доброй Надежды (на юге Африки) увеличился почти на 50% – с 5,9 млн баррелей в сутки (б/с) в 2023 г. до 8,7 млн б/с за первые пять месяцев 2024 г. Маршрут из Ближнего Востока в Европу через мыс Доброй Надежды занимается примерно на 15 суток больше времени, чем транзит через Суэцкий канал. Как следствие, перевозчики сырья столкнулись с увеличением издержек.
Неслучайно продажи бункерного топлива в Сингапуре – одном из крупнейших хабов нефтепродуктов для морского транспорта – в первые месяцы 2024 г. превысили отметку 1 млн б/с, достигнув тем самым исторического максимума. Как следствие, на рынке стали более востребованными сверхкрупные танкеры VLCC, которые могут брать на борт около 2 млн баррелей нефти, обеспечивая экономию издержек. Однако ставки на фрахт VLCC сильно выросли: если в октябре 2023 г. среднемировые ставки фрахта танкеров класса VLCC составляли $36 тыс. за тонну, то в июне 2024 г. – $38,5 за тонну, согласно данным Международного судового брокера Fearnleys.