В 2024 году наблюдается значительный рост объемов грузов, которые доставляются на фулфилмент-платформы. Повышенный интерес к продажам через интернет-магазины делает логистические услуги более сложными и востребованными. Продавцы теперь выдвигают строгие требования к перевозке своих товаров. Они хотят, чтобы оператор был доступен для связи круглосуточно и предоставлял разнообразные специализированные услуги от маркировки товаров и упаковки в единичную паллету до организации возврата.
Рост онлайн-продаж стимулирует развитие логистики. Например, на Ozon и Wildberries сейчас приходится более половины всех интернет-продаж и заказов в России, что в два раза больше, чем в прошлом году. Логистика адаптируется к тонкостям работы с e-commerce и учитывает изменения в предпочтениях потребителей. Согласно опросам, более 60% граждан уже сформировали привычки покупок в интернете.
Несмотря на значительный рост количества интернет-заказов с 2018 года, их средний чек значительно снизился. Это заставляет участников рынка искать новые подходы к организации доставки, расширять ассортимент и форматы услуг, акцентировать внимание на работе с пунктами выдачи и постаматами.
Современная логистика для представителей e-commerce не только обеспечивает качество перевозимых товаров, но и стремится к оперативному общению с продавцами. Если раньше достаточно было телефонных звонков или писем, то сейчас акцент смещается к мгновенному общению через мессенджеры. Это обеспечивает быстроту и доступность информации для клиентов в любое время.
Согласно статистике, число контактов с клиентами через мессенджеры увеличивается на 10% каждый месяц, а средняя скорость ответа составляет всего три минуты. В целом, как отмечает перевозчик, в сравнении с сентябрем 2023 года наблюдается рост количества диалогов на 26%.
Не менее важная для рынка тенденция — увеличение спроса на крупногабаритные товары. Это стимулирует логистических операторов прибегать к креативу и создавать новые разработки в области их перевозки и упаковки для минимизации рисков и гарантии целостности товара.
«На маркетплейсе можно заказать разнообразные крупные товары, начиная от резиновой лодки и заканчивая неразборной баней. Адаптируясь к этому, мы совершенствуем логистические процессы с учетом таких грузов, уделяя отдельное внимание подходящей товару упаковке, страховке и срокам доставки», — отмечают в пресс-службе перевозчика.
В 2023 году на Ozon появилась возможность купить автомобиль, а в начале 2024 года — на «Мегамаркете» от Сбера. Развитие международной торговли, например, в Казахстан и Беларусь, также требует новых решений и способствует открытию дополнительных распределительных терминалов и увеличению складских площадей. Растущий дефицит рабочей силы и увеличение зарплатных ожиданий сотрудников заставляют транспортные компании разрабатывать систему мотивации для удержания квалифицированных кадров и привлечения новых. Также важно держать баланс между привлечением персонала для перевозок на дальние расстояния и внутригородской доставки.
Подводя итог, можно сказать, что 2024 год подтверждает, что маркетплейсы остаются ключевым звеном в цепочке онлайн-торговли России. Это вынуждает логистические компании адаптироваться, прогнозировать потребности рынка и выходить на новый уровень обслуживания.