← Логистика, грузы

Перевозки скоропортящейся продукции в РФ растут на 57,3% за счет экспорта масложировой продукции

В условиях сокращения ж\д грузовых перевозок поставки скоропортящейся продукции сохраняют положительную динамику. Внутрироссийские перевозки в этом сегменте снижаются, экспорт, напротив, заметно вырос на 1,4% к тому же периоду 2023 года, до 3,9 млн тонн — в основном за счет масложировой продукции, сообщает КоммерсантЪ.

По данным Ассоциации организаций продуктового сектора (АСОРПС) наблюдается резкий рост перевозок в универсальных контейнерах на 67%, крытых вагонах — 27,2% и рефрижераторных контейнерах — 11%. Одновременно упали перевозки в рефрижераторных секциях, термос-контейнерах и вагонах-термосах — уменьшение в интервале 42–47,5%.

В АСОРПС пояснили, что основная доля перевозок приходится на внутрироссийские поставки, которые в первом полугодии упали на 3,6%, до 2,66 млн тонн, основной удельный вес снижения перевозок по всей номенклатуре грузов обеспечило пиво, поставки которого сократились на 184 тыс. тонн, или 24,3% год к году. Снижение перевозок в основном произошло в вагонах-термосах с небольшим ростом в универсальных крытых вагонах и контейнерах, что дает основания предполагать перетекание объемов между этими типами подвижного состава.

Экспортные перевозки скоропортящихся грузов, по данным АСОРПС, выросли на 57,3%, или 285,5 тыс. тонн.

Основной рост пришелся на масложировую продукцию, которой было перевезено 394,5 тыс. тонн в универсальных крупнотоннажных контейнерах и 126,3 тыс. тонн в универсальных крытых вагонах. Импорт и транзит скоропортящихся грузов, объем которых в целом незначителен, снизились на 22% и 25% соответственно.

Исполнительный директор Масложирового союза Михаил Мальцев говорит, что по железной дороге в основном перевозятся растительные масла и шрот. По его словам, объем перевозок и экспорт могли бы быть и больше, если бы не сложности, которые производители вынуждены ежедневно решать в ручном режиме,— «подъем» брошенных поездов, согласование заявок на перевозку грузов, поставка вагонов и т. д.

По данным аналитиков отраслевого агентства OleoScope, по итогам января—июня 2024 года экспорт растительных масел из РФ вырос на 16%, до 3,9 млн тонн. Вывоз подсолнечного масла, в частности, увеличился на 34%, до 2,95 млн тонн. Основные покупатели — Индия (1,08 млн тонн), Турция (435 тыс. тонн) и Китай (381 тыс. тонн). Экспорт растительного шрота за этот период вырос на 6%, до 2,21 млн тонн, включая 1,47 млн тонн подсолнечного. Основными покупателями последнего стали Белоруссия (518 тыс. тонн) и Турция (496 тыс. тонн). Соевый шрот, по данным OleoScope, поставлялся в основном в Белоруссию (135 тыс. тонн) и Германию (113 тыс. тонн), а рапсовый — во Францию (62 тыс. тонн) и Китай (60 тыс. тонн).

По статистике ОАО РЖД, перевозки продовольственных грузов (не только скоропортящихся) также в основном прирастали. Перевозки зерна в первом полугодии выросли на 5,5%, до 15,9 млн тонн, жмыхов — на 7%, до 3,1 млн тонн, сахара — на 31,7%, до 1 млн тонн, продуктов перемола — на 2%, до 1,5 млн тонн, в том числе за счет роста экспорта. Сократились перевозки рыбы — на 10,5%, до 104 тыс. тонн; мяса и масла животного — на 18,3%, до 22 тыс. тонн; картофеля, овощей и фруктов — на 70,8%, до 4 тыс. тонн.