В первом полугодии 2024 года в России отправки удобрений в транзитном сообщении выросли на 18,4% к такому же периоду 2023-го. При этом 95% всех перевозок удобрений транзитом пришлось на Беларусь. Такие данные содержит доклад «Грузовые железнодорожные перевозки: итоги I полугодия 2024 года», подготовленный ROLLINGSTOCK Agency.
Отмечается, что в 2024 году наблюдается изменение географии транзитных перевозок белорусских удобрений: растут отправки в направлении северо-запада. Если в январе — июне 2023 года доля северо-западных портов в структуре отправок составляла около 55%, то в этом году она превысила 80%.
Другая заметная тенденция полугодия — существенная контейнеризация транзитного грузопотока удобрений из Беларуси: если год назад уровень контейнеризации удобрений не превышал 30%, то в этом году он составил более 70%.
Одновременно вырос и транзит лесных грузов через Россию — на 5,1% к уровню первого полугодия 2023 года. Аналитики отмечают, что такая динамика также связана с увеличением отправок из Беларуси. При этом перевозки лесных грузов в контейнерах выросли на 2,3%. Рост отмечен на всех экспортных маршрутах. А в направлении северо-запада и юга отправки лесных грузов выросли почти на треть.
ROLLINGSTOCK Agency прогнозирует, что во втором полугодии негативную динамику в перевозках РЖД могут усилить введенные ЕС с 1 июля 2024 года пошлины на импорт зерна из России и Беларуси. При этом существенного влияния на объемы пошлины не окажут, однако возрастут сложности в части расчетов, полагает председатель правления Союза экспортеров зерна Эдуард Зернин.