Литовские перевозчики жалуются на сложности с наймом водителей из Средней Азии из-за новых миграционных правил в балтийской республике.
Ранее Департамент миграции Литвы сообщил, что с 1 июля 2024 года все иностранные рабочие обязаны получить временный вид на жительство в стране. При этом мигранты, которые приезжали в страну в рамках безвизового режима или по национальным или шенгенским визам, а также разрешениям на проживание, выданным другими странами, больше не смогут работать в балтийской республике.
Генеральный секретарь литовской национальной ассоциации автоперевозчиков Linava Зенонас Буйвидас заявил, что многие перевозчики до сих пор не до конца понимают эти нововведения, поскольку в литовских логистических и транспортных компаниях работает около 60 тысяч иностранных водителей.
"Введение новой миграционной политики рискует лишить этих водителей возможности работать в нашей стране, что только усугубит проблему нехватки водителей", — указал он.
В этих условиях проблем с завозом в Литву водителей из Средней Азии стало еще больше. Для их решения Департамент миграции предлагает искать работников из других стран, в частности, Филиппин и Бразилии.
"Все не так просто. Многие уже поняли, что мы мыслим по-другому, особенно по сравнению со странами Центральной Азии. Литовские перевозчики часто опасаются приглашать водителей из таких далеких стран, как Филиппины, именно из-за того, что водители в этой стране очень сплоченные, и это может создать проблемы для перевозчиков… Если с одним водителем возникнут разногласия, они все могут уволиться и перестать работать. Мы этого не понимаем, а они считают это солидарностью", — указал Буйвидас.
Кроме того, перевозчики жалуются на проблемы с подачей документов для оформления водителей из стран Средней Азии.
"Для заполнения бумаг требуется свободное окно в системе регистрации, что практически невозможно из-за коррупции", — указал глава Linava.
По его словам, основная проблема с заполнением документов заключается в том, что в среднеазиатских республиках популярен "бакшиш" (взятка). По этому принципу иностранные перевозчики незаконно скупают открытые окна в системе регистрации, тем самым лишая литовских перевозчиков возможности регистрировать водителей из стран Центральной Азии.
"Помимо коррупции, места для бронирования занимают и иностранцы других профессий. Эта услуга по оформлению документов очень популярна, что затрудняет регистрацию водителей", — жалуется Буйвидас.
Однако в Департаменте миграции заявили, что со следующего года они будут искать решения, чтобы "подобного больше не происходило". Глава Linava также рассчитывает, что "этот хаос" будет устранен, поскольку сейчас из-за него страдает бизнес.
Ранее министр социальной защиты и труда Литвы Витаутас Шилинскас заявил, что власти балтийской республики ужесточают миграционное законодательство, чтобы ограничить поток дешевой рабочей силы в республику и стимулировать работодателей трудоустраивать местных жителей.
По его словам, ужесточение миграционного законодательства поможет сдержать темпы найма дешевой рабочей силы и побудит работодателей "повернуться лицом" к нашим гражданам. Он также считает, что у балтийской республики есть необходимый потенциал и достаточное число рабочей силы, особенно в регионах.
Кроме того, на фоне роста миграционных потоков Сейм установил годовую квоту в 40 тысяч человек для трудоустройства граждан третьих стран. По мнению главы МВД Агне Билотайте, подобная квота позволит "обеспечить лучший контроль над всеми процессами трудовой миграции в Литве".
Примечательно, что, несмотря на все принимаемые меры, в Службе занятости Литвы заявили о росте числа трудовых мигрантов почти на 20 процентов. Так, за год оно выросло на 23,3 тысячи человек. Кроме того, в Службе занятости признали, что они выдали рекордное количество разрешений на сезонную работу за пять лет.
Данные Фонда социального страхования (Sodra) также показывают, что в 2023 году литовские работодатели наняли около 70 тысяч граждан третьих стран, которые не входят в ЕС. Так, наибольшее число работников — 38 тысяч человек (54 процента от общего числа занятых граждан третьих стран) работают в транспортно-складской сфере, за ним следует строительный сектор — 13 тысяч человек (18 процентов) и другие сектора — 20 тысяч человек (28 процентов).
На фоне массового притока иностранцев в страну представитель банка Luminor Жигимантас Маурицас признал, что снижение рождаемости в Литве, а также общее старение населения сделали балтийскую республику зависимой от иммиграции.