По данным Infoline, совокупная выручка десяти крупнейших ритейлеров продуктов и товаров повседневного спроса (FMCG) в России в 2024 году может достичь 11,5 трлн рублей, что на 26,4% больше по сравнению с прошлым годом. Для сравнения, в 2023 году этот показатель вырос всего на 14,1%. Тенденция к ускорению роста наблюдается и по результатам первого полугодия 2024 года, пишет "Коммерсантъ".
За период с января по июнь 2024 года оборот десяти крупнейших компаний достиг 5,2 трлн рублей, что на 24,7% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В 2023 году прирост по сравнению с 2022 годом составил 11,6%. Наибольший рост выручки в первом полугодии 2024 года показал сервис экспресс-доставки «Самокат» — на 84,1% год к году, до 110 млрд рублей. Следом идут «Лента» с увеличением оборота на 60,8%, до 413,6 млрд рублей, и «Вкусвилл» — на 33%, до 159,26 млрд рублей.
X5 Group (управляет сетями «Перекресток», «Пятерочка» и «Чижик») увеличила выручку на 25,9%, до 1,85 трлн рублей. Сети «Бристоль» и «Красное и Белое» показали рост на 25,6%, до 640,3 млрд рублей, а «Магнит» — на 20,3%, до 1,4 трлн рублей. Выручка Metro выросла на 13,1%, достигнув 112,6 млрд рублей.
Слияния и поглощения играют важную роль в укреплении позиций крупнейших ритейлеров. В конце 2023 года X5 Group приобрела хабаровскую сеть «Амба», открыв на её базе 71 магазин «Пятерочка». В октябре 2023 года «Магнит» договорился о приобретении 33,01% долей в уставном капитале группы «Самбери», управляющей примерно 300 точками.
По словам Михаила Бурмистрова, благодаря активной экспансии крупнейших сетей их доля в общем товарообороте FMCG за год увеличилась с 39,9% до 42,9% по итогам июня 2024 года. Доля региональных сетевых компаний, напротив, сократилась с 15,4% до 14,1%. В Infoline прогнозируют, что по итогам всего 2024 года доля десяти крупнейших игроков в обороте розничной торговли достигнет 44,4%.