Как известно, почти все суда мирового торгового флота, в том числе перевозящие СПГ, избегают Красного моря с января из-за атак хуситов в регионе. Первым исключением за почти год стал газовоз, принадлежащий, как подозревают на Западе, к серому СПГ флоту России. Он перевозит по Красному морю российское топливо, на которое наложены санкции США и Великобритании.
"И этот газовоз ничем не рискует", – пишет обозреватель энергетических рынков агентства Bloomberg Стивен Стапжински.
Экипаж газовоза Pioneer даже предпринял дополнительные меры безопасности: следуя традициям серого флота, танкер скрывает конечный порт плавания. Вместо этого судно указывает пункт назначения как «не поддерживаем Израиль». Самый действенный способ скрыть свои данные и обезопасить проход через Красное море.
Это, вероятно, первое загруженное судно с СПГ, которое пересечет узкий пролив за много месяцев. Танкер является частью серого флота, перевозящего российский СПГ, на который были введены санкции США.
Владельцы судна также не указаны, в соответствующей графе в данных навигационной платформы стоит прочерк. Впрочем, такие «мелочи» важны для западных страховщиков и правоохранительных органов, все более важные «детали» указаны выше. Особенно с точки зрения хуситов, взявших под контроль южную часть Красного моря.
Как пишет эксперт, такие простые манипуляции сделают российский СПГ максимально выгодным, поскольку поставщик может не начислять премии за риск, а также дополнительно снизить стоимость из-за экономии на коротком пути к клиенту. В то время как другие трейдеры вынуждены делать двойной путь к покупателю, что увеличивает стоимость груза и страховки, а также причиняет ущерб продавцу и экологии (больше выбросов в атмосферу).