← Негабаритные и опасные грузы

На мировом судостроительном рынке продолжается рост заказов на танкеры-продуктовозы

Количество заказов на суда для перевозки нефтепродуктов (включая суда с покрытием грузовых танков класса ИМО) продолжает расти: к сентябрю 2024 года на международных верфях было размещено 293 заказа на строительство таких танкеров по сравнению с 292 судами в 2023 году, отмечает в своем исследовании Drewry.

По данным эксперта рынка, рост новых заказов обусловлен интересом к танкерам типа MR и LR. Эти два сегмента являются наиболее востребованными на рынке перевозок нефтепродуктов и подходят для внутрирегиональных перевозок и для транспортировки на дальние расстояния.

По оценке Drewry, cпрос на танкеры-продуктовозы вырос искусственно из-за геополитической напряженности, сохраняющейся в последние два года. Эта напряженность поддерживает спрос на данный класс танкеров и, соответственно, доходы от их использования. Однако эксперт сомневается в сохранении такой востребованности продуктовозов в долгосрочной перспективе и прогнозирует сокращение новых заказов.

Средний возраст флота танкеров увеличивается из-за уменьшения утилизации этих судов. Около 37% действующего флота танкеров класса MR и 32% флота класса LR2 сегодня превышает 15 лет. Растущие доходы танкерных операторов и растущий «теневой» флот вынуждают судовладельцев откладывать свои планы по сдаче своих судов на металлолом. Таким образом, передача новых танкеров в эксплуатацию на подъеме, а количество утилизированных падает.

Поскольку большинство танкеров типа MR и LR уже достигают возраста 20 лет, потребность в замене тоннажа растет. Даже после резкого роста новых заказов за последние два года количество судов, которым исполняется 20 лет, превышает количество судов, которые будут построены. Drewry делает вывод, что новые заказы останутся на прежнем стабильном уровне и в следующем году.

«История спроса на рынке показывает другую картину, поскольку спрос на бензин и дизельное топливо, два основных продукта нефтепереработки, на которые приходится более 50% перевозок танкерами-продуктовозами, к концу этого десятилетия снизится из-за притока на рынок электромобилей и перехода на альтернативное топливо», — говорится в исследовании Drewry.