Около 280 млн в пересчете на рубли требует с «Росгосстраха» кипрский судовладелец, чей корабль с грузом запчастей и транспортных средств был серьезно поврежден огнем в 2022 г.
Соответствующее дело в картотеке арбитражного суда нашло АСН. Компания «Гринстсурт Лимитед» (Grintsurt limited, зарегистрирована на Кипре) обратилась в суд в минувшем феврале. Она требует взыскать со страховщика более $2,7 млн и почти ¥24 млн. Иск связан с пожаром на судне «Ангара» (построено в Японии в 1995 г., является перевозчиком транспортных средств, ходит с командой из РФ под флагом Сьерра-Леоне). Ответственность перевозчика была застрахована в РГС.
Инцидент произошел 25 июня 2022 г. в Японском море у берегов Японии. 115-метровое судно везло из японского порта Тояма во Владивосток 522 подержанных транспортных средства (503 легковых автомобиля, 15 мотоциклов и 4 единицы спецтехники) и 94 паллеты сборного груза (запчасти и т.д.). В результате огненного бедствия были уничтожены все паллеты и 254 транспортных средства, также было повреждено само судно. Пожар не могли потушить несколько суток. Он вызвал огромный резонанс среди жителей Приморья, чей груз находился на корабле. Также оценивалось его негативное влияние на авторынок Дальнего Востока.
По мнению сюрвейеров, члены экипажа вели деятельность «по разборке и переоборудованию перевозимых на судне б/у автомобилей». Проще говоря, занимались распилом. А в таком деле всегда присутствуют болгарка и газовый резак.
Как сообщили АСН в пресс-службе «Росгосстраха», компания приняла решение об отказе в выплате страхового возмещения, поскольку отчетами сюрвейеров были установлены признаки грубой неосторожности судовладельца. Судовладелец в арбитраже отверг эту версию причины пожара и сослался на другую: загорание горючих материалов в грузовом трюме на 4 грузовой палубе вследствие эксплуатации переносной электрической лампы освещения.
Фрахтователем судна выступила владивостокская компания «Мирель Авто». Она выиграла суд с «Гринстсурт Лимитед» (о взыскании почти 223 млн в пересчете на рубли в качестве возмещения ущерба за сгоревший груз). Но потом стороны заключили мировое соглашение, по которому первая компания взамен возмещения стоимости утраченного груза предоставляет второй компании отступное в виде права требования к «Росгосстраху» (как страховщику) страхового возмещения. Арбитраж утвердил это мировое соглашение, несмотря на возражения РГС, заявлявшей, что пожар не признан страховым случаем, соответственно, и соглашение об отступном не имеет юридической силы. Да и вообще, заметили в РГС, «Гринстсурт Лимитед» является иностранной компанией, резидентом недружественного государства.
Теперь страховщик напрямую «бодается» с судовладельцем. Но пока дело рассматривают не по существу. РГС безуспешно просит передать его в арбитражный суд Московской области, где зарегистрирована головная компания. «По общему правилу о территориальной подсудности, закрепленному в АПК РФ», — пояснили АСН в пресс-службе страховщика. Но суды отказывают РГС в этом, ссылаясь на два момента. Во-первых, договор страхования заключен с директором владивостокского филиала компании, во-вторых, судовладелец обратился с иском именно в приморский арбитраж, что является его правом...