Годовой объем российского онлайн-рынка коммерческих автомобильных грузовых перевозок к 2030 году может вырасти в 4,7 раза - до 868 млрд рублей со 183 млрд рублей по итогам прошлого года, говорится в обзоре Kept (ранее входила в КПМГ).
Под коммерческим онлайн-рынком эксперты понимают сегмент грузоперевозок, в рамках которого транспортные организации в режиме реального времени конкурируют на онлайн-платформе за исполнение заявки грузовладельца. Платформы, на которых происходит определение перевозчика, предоставляются цифровыми экспедиторами и TMS-площадками, при этом одна заявка может быть последовательно обработана несколькими игроками. Под объемом онлайн-рынка понимается совокупная стоимость всех исполненных спотовых заявок, размещенная грузовладельцем в системах цифровых экспедиторов и на TMS-площадках.
По итогам 2023 года объем рынка онлайн-автогрузоперевозок, по оценке Kept, составил 146 млрд руб., из которых 105 млрд руб. пришлось на спотовые сделки на TMS-площадках (их основные клиенты - грузовладельцы) и 51 млрд руб. - на сегмент цифровых экспедиторов (их основные клиенты - перевозчики). За 2024 год рынок вырос до 183 млрд руб. (+25,3%), объемы соответствующих сегментов составили 127 млрд руб. (+21%) и 71 млрд руб. (+39,2%). Авторы обзора отмечают, что цифровые экспедиторы могут участвовать в онлайн-торгах на TMS-площадках, поэтому одна исполненная заявка может относиться к обоим сегментам - объем таких заявок в прошлом году оценен в 14 млрд руб.
TMS-площадки (Transportation Management System) - игроки, предлагающие грузовладельцам услуги по проведению аукционов для грузоперевозчиков в режиме реального времени, управлению перевозками и логистикой, ведению электронного документооборота (ЭДО). Сами они не проводят транзакции от грузовладельцев к грузоперевозчикам. Как отмечается в обзоре, общий оборот этих игроков в 127 млрд руб. по итогам прошлого года был сформирован семью компаниями: Atrucks, Logistpro, Trucker (вкл. "Торгтранс"), "Умная логистика", площадка Ati.su (на долю этих пяти пришлось почти 90% оборота), а также площадки Pooling и Vezubr. Общее количество исполненных заявок на этих площадках за год оценивается в 1,5-2,2 млн шт.
Цифровые экспедиторы, чей годовой оборот составил 71 млрд руб., связывают грузовладельцев и перевозчиков в рамках собственной цифровой платформы, выступая посредниками в поиске грузоперевозчиков, поддержке в документообороте и проведении транзакций. Как и TMS-площадки, они могут оказывать услуги как по спотовым, так и по тендерным и кэптивным сделкам. В прошлом году в сегменте были представлены 11 компаний: "Монополия", Fura (включая ЦЭ Trucker), Smartseeds, Oboz и Atlas Chain (на долю пяти пришлось 95% рынка), а также "Каргомарт", Deliver, Pooling, Traffic, Groozgo, xPlanet. Совокупное количество заявок, исполненных цифровыми экспедиторами за год, оценивается в 0,8-1,2 млн шт., из них около 200 тыс. были получены по итогам торгов на TMS-площадках.
Kept прогнозирует, что в ближайшие шесть лет рынок автомобильных онлайн-грузоперевозок будет расти в среднем на 30% год и по итогам 2030 года достигнет объема в 868 млрд руб. В 2025 году рынок ожидается на уровне 238 млрд руб. (+30,1% г/г), в 2026 - 322 млрд руб. (+35,3% г/г). При этом проникновение онлайн-рынка в сегменте крупнотоннажных грузоперевозок, которое в прошлом году составило лишь 3,6% при объеме рынка в 4,6 трлн руб., к 2030 году, как ожидается, достигнет 10,9% при объеме рынка в 7,9 трлн руб.
Основными драйверами развития онлайн-грузоперевозок эксперты называют постепенное восстановление макроэкономических показателей, развитие целевых отраслей, усиление государственного регулирования в части цифровизации документооборота и обеления рынка, а также в целом продолжающуюся цифровизацию бизнес-процессов. "Усиление регулирования будет способствовать более активному росту онлайн-грузоперевозок, так как решения онлайн-игроков для грузоперевозчиков и грузовладельцев упрощают соблюдение регуляторных требований", - отмечается в обзоре Kept.