В 2024 году сухопутный порт Забайкальск — Маньчжурия, расположенный на границе России и Китая, достиг нового исторического максимума по объёму международной торговли. По данным таможни Маньчжурии, общий объём товарооборота через этот ключевой пункт пропуска составил 210,63 млрд юаней, что эквивалентно 2,517 триллиона рублей по курсу на 26 февраля. Этот показатель на 18,98% превысил результаты предыдущего года, что свидетельствует о значительном росте экономической активности в регионе и укреплении торговых связей между странами.
Основной вклад в рост товарооборота внёс импорт китайских товаров, стоимость которого составила 147,48 млрд юаней (1,762 триллиона рублей): на 18,76% больше, чем в 2023 году. Более 76,5% импорта пришлось на машиностроительную и электротехническую продукцию.
Экспорт в Китай через порт Забайкальск — Маньчжурия также показал значительный рост, достигнув 63,15 млрд юаней (754,6 млрд рублей): на 19,5% больше, чем в предыдущем году. Основу экспорта составили массовые товары, такие как уголь, руды и концентраты металлов, которые занимают 37,6% от общего объёма ввезённых в Китай товаров. Эти данные отражают растущий спрос Китая на сырьевые ресурсы, необходимые для поддержания темпов промышленного роста.
В 2024 году через автомобильный пункт пропуска Забайкальск — Маньчжурия проследовало 223 000 грузовых транспортных средств, что на 59,9% больше, чем в 2023 году. Этот показатель также стал историческим максимумом, что свидетельствует о возрастающей роли автомобильных перевозок в международной торговле между Россией, Китаем и другими странами.
Железнодорожный транспорт также показал впечатляющие результаты. В прошлом году через приграничный Забайкальск в обоих направлениях прошло 4409 грузовых поездов маршрута Китай — Европа. Они перевезли 368 000 стандартных контейнеров с грузами общей стоимостью 45,86 млрд юаней (548,0 млрд рублей). Эти данные подчёркивают стратегическую важность порта как ключевого звена в трансевразийских логистических цепочках.
Сухопутный порт в Забайкальске играет ключевую роль в реализации инициативы «Один пояс, один путь», которая направлена на укрепление экономических связей между Китаем, Россией, Монголией и странами Европы. Благодаря совместным усилиям по развитию экономического коридора Россия — Монголия — Китай, порт стал важным логистическим узлом, обеспечивающим бесперебойное движение товаров между Азией и Европой.
Особое внимание уделяется ускорению движения экспресс-автопоездов и транспортных средств TIR, которые перевозят грузы в соответствии с Таможенной конвенцией о международных перевозках. Использование системы TIR позволяет значительно упростить таможенные процедуры, сократить время доставки и снизить логистические издержки, что делает порт ещё более привлекательным для международных перевозчиков.