Спрос на доставку грузов автомобильным транспортом в Армению из других стран увеличился в первом квартале 2025 года. Такие данные приводит международная "Биржа грузоперевозок ATI.SU".
Отмечается, что импортные перевозки демонстрируют признаки восстановления после небольшого сокращения в 2024 году (-8% за год). В первом квартале 2025 года количество заявок на доставку грузов в Армению из других стран, размещенных на "Бирже грузоперевозок ATI.SU", увеличилось на 26% за год и на 7%, по сравнению с предыдущим кварталом.
Рост в поквартальном выражении особенно показателен с учетом сезонного фактора: обычно, наоборот, четвертый квартал для перевозчиков становится самым успешным.
Большинство импортных грузов поступает из России — на этом направлении количество заявок выросло на 23% в годовом выражении и на 5% поквартально. Также увеличился спрос на доставку грузов из Беларуси и Казахстана. Несмотря на оживление рынка, средние цены на импортные перевозки остались на прошлогоднем уровне.
Тем временем интерес к экспортным перевозкам продолжает снижаться. Количество заявок на перевозки из Армении в другие страны сократилось, в сравнении с аналогичным периодом прошлого года на 25%, относительно предыдущего квартала — сразу на 41%. Здесь сезонный фактор усилен реальным снижением рынка.
Во многом тенденцию определила Россия: количество заявок на этом направлении в годовом выражении снизилось на 31%. Вслед за спросом снижаются и цены на перевозки из Армении в другие страны — за год они просели на 14%.
Сокращение экспортных грузоперевозок — показатель состояния экономики в целом. Так, промышленное производство в стране за первые два месяца 2025 года сократилось на 19,4%, в сравнении с аналогичным периодом прошлого года.
"Почти все ключевые экспортные отрасли продемонстрировали отрицательную динамику — это заметно по данным Статистического комитета республики", — отметил директор представительства международной "Биржи грузоперевозок ATI.SU" в Армении Сергей Мкртчян.
Кроме того, развитие экспортных перевозок сдерживает ситуация на российско-грузинской границе (МАПП "Верхний Ларс"). В частности, этой зимой существенно выросло время прохождения границы из-за погодных условий и усиления контроля со стороны грузинской таможни.
При этом, по его словам, есть надежды на улучшение ситуации. С марта 2025 года армянским перевозчикам разрешили каботажные перевозки по России. Таким образом, после доставки грузов из Армении им будет проще заработать на обратном пути, чтобы не возвращаться пустыми.