← Негабаритные и опасные грузы

Загрузка российских портов нефтью выросла на фоне снижения фрахта и дисконтов

На минувшей неделе объемы отгрузки российской нефти через порты страны значительно выросли. Такое увеличение связано с удешевлением фрахта, что стало возможным благодаря возвращению европейских судовладельцев на рынок перевозок российского сырья, а также увеличению числа доступных танкеров.

По информации Центра ценовых индексов, за период с 14 по 20 апреля среднесуточная загрузка портов достигла 423 тысяч тонн, что является высшим показателем за последние три недели. Эксперты отмечают, что интерес к перевозке российской нефти со стороны компаний, связанных со странами ЕС и G7, заметно вырос, при этом активное участие принимают и греческие суда.

Спрос на транспортировку существенно увеличился после решения турецкого нефтеперерабатывающего завода Tupras вновь начать закупку российской нефти через Балтику. По имеющимся данным, предприятие приобрело три крупных партии Urals, что поспособствовало оживлению маршрутов между балтийскими портами и Турцией. Также заметно увеличились отгрузки из Новороссийска, где средние объемы почти удвоились за неделю.

Эксперты указывают, что сохраняющийся уровень цен на российскую нефть ниже установленного потолка в 60 долларов за баррель способствует сохранению активности западных перевозчиков на российском рынке. По расчетам, в конце прошлой недели стоимость Urals в российских портах составляла около 54,9 доллара за баррель, а в марте доходила до 59 долларов. На этом фоне среднее число морских отгрузок выросло на 2,9% за месяц, в основном за счет портов Козьмино и Приморск.

Однако ранее, с 7 по 13 апреля, отмечалось снижение экспорта на 15,1%, что связали с резким падением мировых цен на нефть и отказом части компаний от отгрузок при невыгодных ценах. Сейчас восстановление ценовых уровней приводит к возобновлению поставок сырья.

Санкции, введенные США и Великобританией в отношении флота, привели к расширению разницы в цене между российской Urals и Brent. В феврале и марте 2025 года дисконт увеличился на 4–5 долларов, что присоединилось к уже существующей разнице в 10–11 долларов с конца прошлого года. Несмотря на это, эксперты полагают, что на ближайшие месяцы можно ожидать стабильный уровень экспорта благодаря росту квот ОПЕК+ и летнему повышению спроса.

Также аналитики подчеркивают, что ограничения Евросоюза на порты Усть-Луга и Новороссийск не повлияли на общий объем отгрузок, а лишь изменили структуру перевозок, усилив интерес к танкерам с другими формами регистрации. Прогнозируется, что если цена на российскую нефть останется ниже 60 долларов за баррель, число новых судов на этом направлении будет расти. Тем не менее, при превышении этого порога отгрузки продолжились бы, но уже с участием флота, не подотчетного западным структурам, пишет "Коммерсантъ".