← Логистика, грузы

Автобизнес просит власти вмешаться в ценообразование перевозок

Автобизнес предложил властям новый способ борьбы с серым рынком грузоперевозок. Компании просят создать прозрачную систему ценообразования. В частности, ввести почасовую оплату за доставку грузов, включив ее в электронный документооборот и ГосЛог. Сейчас оплачивается только тоннаж и пробег, из-за чего фуры перегружаются, нарушается режим труда, возникают аварийные ситуации и рынок работает «всерую». Поможет ли новый режим обелению отрасли — в материале «Известий».

Какой способ борьбы с серым рынком предлагают перевозчики

Мелкие и средние перевозчики часто работают по «серым» схемам, уходя от налогов. По данным ассоциации «АвтоГрузЭкс», порядка 60% заказов на перевозку совершается в тени. Транспортники попросили власти кардинально изменить ситуацию. Ассоциация «Грузавтотранс» предложила Минтрансу включить в электронный документооборот (ЭДО) и ГосЛог единый алгоритм расчетов заказов с почасовым тарифом, как в такси.

— Сейчас магистральные фуры и перевозчики насыпных грузов часто ездят с перегрузом, разбивая дороги, водители не спят сутками, допускают рискованные обгоны, и все потому, что на это их провоцируют заказчики и сложившаяся система оплаты рейсов, — рассказал «Известиям» президент ассоциации «Грузавтотранс» Владимир Матягин.

Водители получают деньги за тонны и за километры пробега, что является корнем ключевых проблем отрасли. В борьбе за заказы мелкие и средние перевозчики перегружают машины, ужимают время отдыха водителей, заставляют их гнать фуры долго и быстро, чтобы заработать. Естественно, это провоцирует ДТП и нарушение законодательства, отметил эксперт.

Часто перевозчики работают «всерую», чтобы удерживать тарифы на минимальном уровне, сказал «Известиям» коммерческий директор ТК «Скиф-Карго» Михаил Коптев. При этом они не платят налоги, а у водителей нет никаких социальных гарантий.

— Без вмешательства регулятора и без контроля ценообразования в логистике победить «серые» схемы невозможно, — считает Владимир Матягин.

В своем письме на имя главы Минтранса Андрея Никитина ассоциация попросила при переходе на электронный документооборот (ЭДО), который запланирован на сентябрь 2026 года, ввести в цифровую транспортно-логистическую платформу ГосЛог новый алгоритм расчета оплаты заказов. Он должен включать нормативное время, отведенное на доставку определенного тоннажа груза на заявленное расстояние, а расчет стоимости должен вестись автоматически в системе, что исключит «серый» демпинг. В предложенный норматив входят скорость движения, грузоподъемность транспорта, время на погрузку и выгрузку, расходы на лизинг, налоги, зарплату водителей, часы отдыха и прочее.