← Негабаритные и опасные грузы

Дефицит танкеров угрожает экспорту топлива из Азии

Дефицит нефтеналивных судов стал столь острым, что новые корабли, которые обычно перевозят бензин в своих первых рейсах, вместо этого мчатся на балласте, чтобы как можно скорее забрать нефть.

6 супертанкеров, построенных в этом году, совершили рейсы из Восточной Азии без грузов — ушли для погрузки нефти на Ближний Восток, в Африку или Америку. В 2024 году был зафиксирован всего один такой «порожний» рейс, свидетельствуют данные Bloomberg и Signal Ocean.

Так, супертанкер «Алиакмон I» в конце июня покинул верфь на северо-востоке Китая и направился в Кувейт за почти 2 млн баррелей нефти. В августе судно доставило нефть во Вьетнам. Судно «Атребатес» спущено на воду в начале ноября, и сразу отправилось пустым из Китая на Ближний Восток, чтобы забрать груз сырой нефти из Ирака. Сейчас «Атребатес» подходит к Гибралтару.

Владельцы танкеров, получая с верфи новые суда, почти всегда используют их для перевозки бензина в первый рейс. Это имеет как экономический, так и географический смысл: во-первых, суда не нужно очищать после нефтепродуктов для перевозки нефти (наоборот — нужно), во-вторых, многие танкеры строятся в Восточной Азии, которая импортирует много сырой нефти и экспортирует топливо.

Острая нехватка танкеров ломает эту логику торговли. Добыча нефти растет, санкции и нападения в Красном море меняют логистику. Поэтому растет и длительность рейсов, приходится задействовать больше танкеров.

Сейчас в нефтеторговлю вовлечены даже небольшие танкеры-продуктовозы, а некоторым трейдерам приходится разделять груз на несколько небольших партий из-за нехватки крупных судов. В целом, если VLCC получает $100 тыс. сутки, а гораздо меньший Suezmax — $80 тыс., то логично поспешить за сырьем, не дожидаясь загрузки нефтепродуктами, чтобы воспользоваться удачной ценовой конъюнктурой.

По данным Bloomberg, Балтийский индекс грязных танкеров (Baltic Dirty Tanker Index), отслеживающий ставки на перевозку сырой нефти по 12 основным маршрутам, подскочил более чем на 50% с конца июля, в то время как Балтийский индекс чистых танкеров (Baltic Clean Tanker Index) вырос всего на 12%.