← Таможня и ВЭД

"Серые" схемы при перевозках из Китая

В апреле нынешнего года в новостях прошло громкое сообщение о задержании таможенниками более 40 железнодорожных вагонов с контрабандными товарами из Китая. Этот поезд шел в Москву с Дальнего Востока, попал же товар в Россию через порт Владивостока. По документам груз состоял из дешевых сувениров и стройматериалов, на самом же деле в вагонах были одежда и обувь, предназначавшиеся для московских рынков. Сумма изъятого товара составила свыше миллиарда рублей. Имена фигурантов дела не раскрываются до окончания следствия.

В этом происшествии экстраординарным является только масштаб задержанного груза, но никак не сам факт попытки провоза контрабанды. По сути речь идет о распространенной "серой" схеме - занижении стоимости ввозимого товара, чтобы снизить размер таможенных платежей. На долю подобных "серых" схем приходится изрядная часть импорта из Китая. По оценкам некоторых экспертов она достигает чуть ли не 80%. Завышена эта цифра или нет - проверить невозможно. Ясно одно - подобные нелегальные схемы распространены повсеместно, и как говорят знающие люди, если кого-то "накрывают", то либо потому, что это кому-то понадобилось, либо просто попал "под раздачу". В данном резонансном случае первый вариант явно выглядит более вероятным.
Оттенки серого
Ответ на вопрос, почему участники внешнеэкономической деятельности прибегают к "серым" схемам, очевиден. Причина - это целый "букет" препон, мешающих вести бизнес легально. Прежде всего, это громоздкое и противоречивое законодательство, которое к тому же еще и часто меняется. Сам процесс ведения ВЭД неимоверно бюрократизирован, чрезмерно зарегулирован со стороны государства и сопровождается неоправданно жестким контролем за таможенными и валютными операциями со стороны государственных органов.
Весь этот спектр проблем попросту толкает бизнесменов в объятья "серых" схем. Они позволяют импортеру занижать стоимость ввозимого товара, чтобы снизить платежи и пошлины (как в описаном выше случае) либо, напротив, завышать стоимость, чтобы уменьшить доход и снизить налогооблагаемую базу. Кроме того, он экономит время и нервы, избегая бюрократической волокиты. Как тут устоять перед соблазном преступить закон!
Для того чтобы осуществить "серое" растамаживание, необходимо прибегнуть к услугам таможенного брокера, специализирующегося на оказании подобных услуг.
Посредничество таможенного брокера, специализирующегося на "серых" схемах, стоит ощутимо дороже, чем работа легального брокера, но многие идут на эти расходы.
Самих вариантов изменения таможенных документов достаточно много. Например, по договоренности с поставщиком или производителем в Китае занижается стоимость товара в инвойсе. Реальную разницу получает контрагент наличными или через цепь международных переводов. Другой вариант - меняются коды товарной накладной ВЭД, указывая код более дешевого товара.
Бывают случаи, когда товар, который можно разобрать на части, ввозят в виде комплектующих, если на них платежи ниже, чем на целое изделие. Ввозятся комплектующие, естественно, на имя разных получателей, якобы не связанных между собой. Затем из частей складывается целое, и товар поступает в продажу.  Иллюстрацией этой схемы могут служить неоднократные случаи, когда автомобиль разбирался, кузов распиливался по частям и в виде запчастей ввозился в Россию. Затем на месте кузов сваривали и собирали автомобиль. Легально его поставить на учет было невозможно, поскольку по документам он проходил как запасные части. Поэтому машину ставили на учет по фальшивым таможенным декларациям, перебив номер кузова.
Рискованный способ - прятать дорогой товар внутри дешевого, рассчитывая, что при досмотре груза таможня не докопается до "сердцевины". Ну и, конечно же, применяются и прямые взятки сотрудникам таможни.
Противоположностью схемам с доставкой товаров из Китая является ввоз западноевропейских товаров по фальшивому сертификату, в котором производителем указывается КНР.
Задекларированная стоимость товаров, естественно, ниже реальной. Такую схему часто применяют при ввозе станков, конвейерных линий, оборудования.
Фактически, перед бизнесменом предстает целый спектр "серых" схем, из которых он может подобрать наиболее оптимальную. В перевозках товара из Китая большой популярностью пользуется так называемая схема "карго".
Таможня дает добро
Суть такой схемы, которую особенно часто применяют при перевозке небольших и средних партий товара - груз отправляется без точного описания. Покупатель сдает груз на склад карго-компании, указывая лишь параметры груза и цену по тарифной сетке. Перевозчик при этом обязуется обеспечить погрузку и выгрузку товара, прохождение таможни и доставку груза.
Зачастую поставки осуществляются в Россию через территорию Казахстана автомобильным транспортом. Железнодорожные перевозки применяются реже из-за большей стоимости. Фуры с грузом из Китая отправляются к погранпереходу на границе с Казахстаном, оттуда, после прохождения таможни, они попадают в Алма-Ату, а дальше - в европейскую часть России.
После образования Таможенного союза Казахстан приобрел устойчивую репутацию страны, через которую в Россию попадает значительная часть китайской контрабанды.
Немало случаев, когда в документах, на отправленный товар из Китая указывается одна стоимость, а на таможне Казахстана эта цифра значительно занижается.
Самый громкий случай - знаменитое "Хоргосское дело", когда выяснилось, что из 36 тысяч фур, которые по данным китайской стороны, отправились в Казахстан, по дороге "исчезли" 30 тысяч. То есть задекларировано было менее 20% проехавших через таможню грузовиков. Сборы со всех "пропавших" грузов поступали не в бюджет страны, а оседали в карманах коррупционеров.
Однако эта история никак не снизила популярность поставок через Казахстан. На долю страны по-прежнему приходится значительная часть транзитных поставок из Китая. При том, что при карго-схеме существует немало рисков: получить свой товар позже оговоренного срока; обнаружить, что груз поврежден; а то и вовсе узнать, что он потерян по дороге (это самый крайний случай).
Все эти риски минимизируются, если карго-компания подбирается по рекомендациям знакомых, и уже на протяжении продолжительного периода времени осуществляет перевозки без проколов.  Впрочем, прибегая к "серым" схемам полностью избавиться от рисков невозможно. Так или иначе, они все равно выше, чем при "белом" оформлении. Тем не менее, многие бизнесмены идут на эти риски, и, судя по всему, всеобщее соблюдение законов в сфере перевозок наступит еще не скоро.
Фото: thenews.kz
Rosinvest.com