← Таможня и ВЭД

Земляное яблоко раздора

Любимый национальный продукт питания белорусов, бульба (pomme de terre, как говорят французы, или земляное яблоко) стало предметом раздора трех восточнославянских государств. По просьбе России с 10 июля Белоруссия временно ограничила ввоз продовольственного картофеля с Украины. Запрет введен в связи с обнаружением золотистой картофельной нематоды в партиях картофеля, ранее ввезенного на территорию России.

Москва запретила импорт украинского картофеля уже с 16 июня. В соответствии со статьями 6 и 8 соглашения Таможенного союза о карантине растений, к запрету теперь присоединилась и Белоруссия. Но не Казахстан.
Пока речь идет только о ранних сортах картофеля, но поздние сорта республика сама производит в достаточном количестве не только для внутреннего потребления и для продажи на экспорт. Таким образом, несмотря на ранее сделанные многократные заверения официального Минска в необходимости и важности двусторонней торговли с Украиной, канал поставок продовольствия, основной статьи экспорта "незалежной" в Белоруссию, фактически перекрывается.
С точки зрения, интересов сельского хозяйства все просто. Поясняет генеральный директор Института аграрного маркетинга Елена Тюрина:
- Золотистая картофельная нематода влияет в первую очередь на сроки хранения картофеля и его качество после того, как он пролежит несколько месяцев в овощехранилище. С точки зрения, санитарно-эпидемиологической, запрет на импорт, безусловно, является необходимым решением. Однако сегодня, исключительно по рыночным причинам, уже не импортируется картошка, поскольку начинается уборка собственного урожая. Ожидать появление рыночного спроса на импортный картофель в нашей стране можно не ранее ноября, а, скорее, даже и декабря. Только тогда наш рынок может востребовать заметные объемы зарубежного продукта. Так что пока влияние этого запрета в плане образования дефицита или коррекции цен совершенно нулевое.
Мнение сельскохозяйственного эксперта однозначно. Но не секрет, что у международной торговли, особенно в части эмбарго и запретов, нередко есть политическая подоплека. Россия уже предлагала ввести ограничения на украинский импорт на заседании совета Евразийской экономической комиссии 23 июня в Сочи. Однако тогда и Белоруссия, и Казахстан предложение Москвы отвергли.
Россия после подписания Украиной Соглашения об ассоциации с ЕС хочет перейти от режима свободной торговли к традиционному для партнеров России по ВТО режиму наибольшего благоприятствования. В результате ввозные пошлины для Украины изменятся с 0% на 7,7%. Ведь
предстоящее обнуление ввозных пошлин между Украиной и Евросоюзом откроет широкую дверь к беспошлинному ввозу европейских товаров из Западной Европы в Россию.
Москва же хочет и защитить собственных производителей, и заработать деньги для госбюджета на трансграничной торговле.
Подобная коллизия возникла и в связи с подписанием аналогичного соглашения между Молдавией и Евросоюзом. Однако и здесь единого согласованного решения в рамках Таможенного союза пока не принято. Грузия и без того уже длительное время живет под многочисленными запретами на торговлю.
Похоже, в этой ситуации батька Лукашенко не против организовать маленькую дипломатическую торговлю с Москвой. С начала этого года и без того ограниченные золото-валютные резервы Минска уже сократились на 20%, а "зайчик" все равно продолжил дешеветь. По этой причине Белоруссия совсем недавно была вынуждена взять в российском госбанке ВТБ краткосрочный кредит на два миллиарда долларов.
Не менее красноречивой может оказаться и прозвучавшая в день присоединения Минска к картофельному запрету информация о подписании Минобороной России контракта на безвозмездную передачу Белоруссии зенитных ракетных комплексов С-300. Об этом ИТАР-ТАСС сообщил в ходе выставки "Милекс-2014" (MILEX 2014) заместитель директора Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС) Константин Бирюлин. Официально эти события никак не связываются, но, может быть, это и есть цена за единую таможенную политику - кредит на два миллиарда долларов и подарок четырех комплексов С-300?
Мы задали этот вопрос первому вице-президенту Центра политических технологий Алексею Макаркину:
- В целом этот запрет по импорту картошки, конечно, не столько экономическая мера, сколько сигнал Украине и Западу. И в этом сигнале Лукашенко идет навстречу России. Он показывает, что он вместе с Россией, но как бы не до конца. Ведь ранее Минск подавал позитивные сигналы и Киеву, заявляя об особенной важности двусторонней торговли. Именно благодаря этой способности умело торговаться Лукашенко удерживается более 20 лет у власти. Он все время балансирует и маневрирует очень тонко, взвешивая внешние шаги так, чтобы гарантировать стабильность внутри страны. Он как бы балансирует в этой торговле между Москвой и Брюсселем, хотя в Евросоюзе он чужой, а Россия близка.
- Весь этот торг ведется ради кредитов, скидок на энергоносители и бесплатного вооружения?
- В том числе, наверно, да.
-  Однако этой торговлей и колебаниями между Европой и Россией была куда более славна Украина: Она не между двумя стульями сейчас проваливается?
- Все-таки поведение Киева и Минска в этом балансировании отличалось и отличается весьма радикально. Украинские элиты еще с середины нулевых годов активно хотели полностью интегрироваться с Западом и окончательно уйти от России. Это была сознательная целенаправленная политика. Проблемы начались, когда в конце 2013 года Украина осуществила маневр на 180 градусов, который обвалил систему власти в этой стране.
Что касается Лукашенко, то по всем крупным ключевым вопросам он поддерживает Россию. Батька и так беспрерывно живет под западными санкциями. Так что его колебания другой природы:
Интересно посмотреть и на третьего партнера по Таможенному союзу. Казахстан не вводит пока никаких запретов. А дело в том, что Астана собирается вступать в ВТО, и потому ей надо получить подпись под согласием Киева, поэтому сильно конфликтовать с Украиной Назарбаев сегодня не будет. Тем более, у него есть много возможностей для решения экономических вопросов за счет того, что рядом находится Китай. И фактически в экономике пока большее значение для Астаны имеют денежные поступления от обслуживания запросов на сырье и продовольствие со стороны Поднебесной.
Казахстан, как и Белоруссия, хотят большой автономии в союзе с Россией. Поэтому трудно идут политические вопросы: об общем президенте, об общей валюте. Да и внешнюю политику России они поддерживают с оговорками, хотя позиционируют себя как союзники. Например, это сказалось в вопросе о признании независимости Абхазии и южной Осетии. Вызывать напрямую серьезный гнев Запада не захотели ни мастер политического баланса Лукашенко, ни мудрый политик Нурсултан Назарбаев.
Фото: diets.ru
Свободная пресса