← Таможня и ВЭД

Чужое не пройдет

Два с лишним месяца действует запрет на ввоз в Россию отдельных видов сельхозпродукции и продовольствия. Как он выполняется? Корреспонденты издания "Курьер-медиа" приехали в самое крупное подразделение Выборгской таможни - многосторонний автомобильный пункт пропуска (МАПП) Торфяновка на границе России и Финляндии, чтобы узнать обо всем из первых рук.

Как и следовало ожидать, поток грузов после введения санкций изменился. По словам Владислава Гаврилова, начальника Выборгской таможни, в целом товарооборот с августа по сегодняшний день уменьшился на 17 процентов.
- Отдельно ведем анализ по той деятельности, которая непосредственно у нас осуществляется, - оформление молочной и рыбной продукции. В сентябре мы уже имели 100-процентное отсутствие молочной продукции, по рыбе сокращение составило порядка 80 процентов. В основном у нас шло оформление охлажденного лосося из Норвегии, остались небольшие товарные потоки с Фарерских островов, - рассказал Владислав Гаврилов.
По физическим лицам есть общее снижение по выезду-въезду. В частности, количество физических лиц, которые пересекли границу через МАПП Торфяновка в январе-сентябре 2014 года, сократилось, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 6,4 % и в абсолютных цифрах составило почти 2 млн 207 тысяч человек.
- Россияне чаще стали ввозить в страну продукты питания из Финляндии?
- Нет, всплеска ввоза продуктов, которые попали в санкционный список, не наблюдается.
- А крупные партии запрещенных продуктов останавливали?
- С момента действия санкций на МАПП Торфяновка было отказано впропуске на российскую территорию 11 товарным партиям - это молочная, рыбная продукция, овощи. По физическим лицам было заведено одно дело: 24 кг финского сыра пытались ввезти в страну без декларирования.
- Что грозит тем, у кого будут обнаружены санкционные продукты?
- Постановление правительства по санкционным мерам не предусматривает применительно к юридическим лицам каких-либо штрафов, конфискаций. Есть просто отказ в выпуске. Фуры с запрещенным товаром мы разворачиваем, и они уезжают назад в Финляндию. По физическим лицам ситуация неоднозначная. Тот случай, о котором я рассказал, - это "недостоверное декларирование", "сокрытие от таможенного контроля". И здесь была применена статья со штрафными санкциями.
- Изменились ли взаимоотношения с финскими таможенниками после введения санкций?
- На наши отношения санкции не могут повлиять. Какого-то охлаждения не наблюдается. Хорошие деловые отношения:  Это наши коллеги, мы делаем практически одну работу.
- Как запрет на ввоз товаров повлиял на внутренний рынок России, на рынок Петербурга?
Это уже вопрос к экономисту.
- Какого-либо снижения уровня потребления из-за введения санкций нет. Ни в Петербурге, ни в России, - говорит Владислав Ходачек, доктор экономических наук, профессор Северо-Западного института управления Президентской академии. - В магазинах некоторое снижение ассортимента произошло, в некоторых отделах стало скучновато. Если взять наиболее состоятельную часть населения (10%), они, наверное, почувствовали, что товаров группы "люкс", к которым они привыкли, стало поменьше, товарные запасы заканчиваются. А аналоги от российских фирм - не такого уровня, как зарубежные. Что касается 20-30% населения, которое привыкло потреблять просто качественную продукцию, эти люди немного страдают. Для них оказалось чувствительным снижение импорта - прежде всего из стран Прибалтики, из Польши, но в меньшей мере из Финляндии, потому что там товар дороговат.
- Готова ли Россия к импортозамещению?
- В краткосрочном периоде мы видим, что проблем нет. Заместили. Если же говорить о среднесрочной и долгосрочной перспективе: Резервные мощности на наших предприятиях были, мы их использовали. Налицо недостаточная насыщенность предприятий современной техникой, современным оборудованием (в отличие, например, от Белоруссии, которая давно переоборудовала весь свой АПК): Главная задача сейчас - развивать машиностроение для легкой и пищевой промышленности. Эти санкции - повод изменить стратегию и сделать упор на развитие собственной промышленности.
Фото: Владимир Мазуров
Курьер-медиа.ру