← Коммерческий транспорт

Тягач устал: грузовики старше 15 лет - в утиль

Минпромторг выступил с инициативой по ограничению срока эксплуатации транспортных средств. О подробностях инициативы "Российская Газета" расспросила директора департамента транспортного и специального машиностроения минпромторга Александра Морозова. Он рассказал, почему необходимо ограничивать возраст автомобилей, как и когда будут выводиться из оборота грузовики низкого экологического класса, как будет решаться проблема некачественного топлива, тормозящая обновление российского парка грузовиков, - а также ответил на ряд других вопросов.

- Александр Николаевич, чем вызвана необходимость ограничивать возраст автомобилей?
- Подавляющее большинство автомобилей в России вышли за пределы ресурса службы. По мере роста пробега усталостные напряжения в конструкциях возрастают в 1,4-2,5 раза, растет несоответствие современным требованиям экологической безопасности, высока вероятность внезапного выхода из строя во время движения узлов и агрегатов.
При этом обновление качественного состава транспорта, особенно грузовиков и автобусов, идет очень медленно. "Выбытие" старых грузовиков составляет всего 5,3% в год, автобусов - около 5,7%.
Такие машины - источник угрозы безопасности на дорогах. Помимо повышенной аварийности они приводят и к повышению цен на перевозки.
В целом же
средние и тяжелые коммерческие автомобили, с момента выпуска которых прошло более 5 лет, составляют около 85% от объема парка. Со сроком эксплуатации более 15 лет - 70%, более 20 лет - 51%.
- Коснутся ли поправки в Закон "О безопасности дорожного движения" личных авто граждан или только коммерческого пассажирского и грузового транспорта? Будет ли этот срок разным для личных и корпоративных ТС?
- В первую очередь предельные сроки эксплуатации должны быть введены в отношении автобусов и грузовиков, именно эти старые автомобили больше всего угрожают безопасности людей на дорогах. Окончательное определение видов и категорий транспортных средств и предельных сроков их эксплуатации будет принимать правительство. Минпромторг предлагает в утиль все грузовые автомобили и автобусы старше 15 лет, используемые в коммерческой деятельности. Для этого должен быть установлен переходный период.
- Какие еще есть пути обновления автопарков предприятий?
- Замена транспортного налога на экологический. Мы смещаем центр ответственности с лошадиных сил на кубические сантиметры, экологический класс и возраст автомобиля. Математическая модель нового налога, который сменит транспортный, уже согласована с минфином. Этот нормативный акт находится в процессе подготовки.
- Предыдущая программа утилизации стимулировала продажи новых авто отечественного производства. А насколько она оказалась эффективной в сегменте коммерческого транспорта?
- Предыдущая программа утилизации действовала ограниченно - распространялась только на легковые автомобили, принять участие в ней могли только физлица. Новая Программа обновления имеет принципиально важные отличия: в ней участвуют как физлица, так и юрлица, то есть предприниматели. Программа распространяется на коммерческие легковые и грузовые машины, а также на автобусы. Задействован механизм "трейд-ин". Рекомендуемый размер скидки не зависит от стоимости старой машины и варьируется по типам приобретаемых автомобилей. Максимальную скидку смогут получить покупатели грузовиков и автобусов.
- Из каких источников финансируется программа утилизации, которая продлится до конца года?
- Компенсация затрат автопроизводителям, участвующим в программе, будет выдана из бюджета через субсидии в конце 2014 года. Потраченные на выплату компенсаций автодилерам 10 млрд рублей вернутся в бюджет в размере 15 млрд в виде налогов с проданных автомобилей. Это хороший эффект.
- Сколько рассчитываете продать новых автомобилей?
- До конца года автоконцерны планируют реализовать до 170 тыс. единиц машин. Уже сейчас ясно, что программа может быть выполнена раньше срока. Продано уже 70 тыс. машин. Динамика продаж показывает рост - до 20 тыс. машин в неделю.
Не исключено, программа будет пролонгирована в 2015 году.
- С января 2015 года импортировать в Россию и здесь производить можно будет только грузовики класса Евро-5 и выше. Когда и каким образом намечается выводить из оборота грузовики низкого экологического класса?
- Напомню, что с 1 января 2015 года вступает в силу технический регламент Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств". В нем установлены требования к выбросам, соответствующим экологическому классу 5 для выпускаемых в обращение на территорию Таможенного союза транспортных средств. При этом требования по экологической безопасности не применяются для транспортных средств, уже находящихся в эксплуатации.
До 1 июля 2016 года таким образом допускается производство и выпуск автомобилей в соответствии с обязательными требованиями, ранее установленными законодательством государств - членов Таможенного союза. Для этого владельцы должны иметь на руках документы об оценке соответствия, выданные или принятые до вступления в силу технического регламента.
- А насколько, по прогнозам минпромторга, увеличится производство в России экологически чистых авто?
- После вступления в силу новых требований крупнейший отечественный производитель грузовых автомобилей КАМАЗ планирует изготовить около 40 тыс. машин, соответствующих нормативам выбросов экологического класса 5, вместо машин экологического класса 4.
- Не возникнет ли в связи с этим "конфликта" транспортных средств стандарта Евро-5 с некачественным топливом, на которое иногда еще можно "нарваться" во многих регионах страны?
- Эта проблема будет решаться постепенно. Вне крупных городов, в удаленных районах и сельской местности, где качество топлива остается на низком уровне, организации неохотно приобретают транспортные средства, в конструкции которых применены технологии, позволяющие соответствовать современным требованиям к вредным выбросам.
В результате производители отечественной грузовой и специальной техники ограничены в возможности наращивания сбыта. Например, продажи грузовой техники КАМАЗ в первом полугодии составили чуть больше 16 тыс. единиц (16 352), что на 13% меньше аналогичного показателя 2013 года. Однако инфраструктура охвата качественным топливом всей территории страны сейчас находится в активной стадии становления.
Фото: АвтоТрансИнфо
Российская газета