← Логистика, грузы

Новые рецепты по снижению затрат в логистическом бизнесе

Неринга Ясюлёнене, директор голландской компании "Nunner Logistics" по развитию, рассказала порталу "Cargonews" о новой эффективной "программе по оптимизации цепочки поставок". Что именно подразумевается под этой формулировкой и почему оптимизация цепочки поставок важна в наши дни не только для крупных промышленных или торговых предприятий, но и для небольших компаний?

"Откровенно говоря, основные моменты оптимизации цепочки поставок являются чем-то новым только на логистических рынках стран Восточной Европы. На западе, особенно в США, внимание оптимизации этих процессов начали уделять намного раньше, поэтому способы решения некоторых проблем уже давно проверены на практике и признаны эффективными. Как правило, оптимизация цепочки поставок важна для крупных промышленных или торговых предприятий. Но в наши дни думать об усовершенствовании логистической системы вынуждены и условно небольшие компании. Во-первых, это может помочь сохранить конкурентоспособность, во-вторых, именно в этой области заложены основные резервы повышения эффективности деятельности всей компании.
Конечно, по традиции у крупных компаний есть свои логистические подразделения, но по опыту мы знаем, что логистическая цепочка охватывает намного больше компонентов, чем только разработку кратчайшего маршрута из точки "А" в точку "Б". В данном случае мы говорим об анализе всех процессов, происходящих на предприятии, и о поиске решений в таких вопросах, как внедрение новых продуктов на рынок, сокращение пути к клиентам и улучшение уровня их обслуживания. Одновременно мы должны думать о том, как сократить производственные затраты. Профессиональные логисты должны принимать очень активное участие во всех звеньях производственно-торговой деятельности. Например, гигант электронной торговли amazon.com славится очень смелыми решениями в области доставки товаров, которые способствовали развитию компании. Кстати, эта компания объявила о своих планах доставлять часть посылок на дронах - беспилотных летательных аппаратах", - говорит Н. Ясюлёнене.
Собеседница утверждает, что специалисты "Nunner Logistics" очень внимательно изучали опыт таких компаний, как "Tesla Motors", "Tetra Pak", "Thule", "Danone" и ряда других в области управления цепочкой поставок. Особое внимание уделялось программному обеспечению, которое эти компании использовали в управлении, планировании и прогнозировании спроса и поставок. В некотором смысле это программное обеспечение похоже на другие общие системы управления бизнесом (например, SAP), только в качестве аналитического инструмента приспособлено к решению специфических задач. Если правильно установить это программное обеспечение, то с его помощью можно проводить анализ, планирование и моделирование спроса каждого товара (даже с разбивкой по клиентам) в конкретный промежуток времени.
"Результаты, которыми поделились упомянутые компании, говорят сами за себя. Например, "Thule", когда внедрила систему оптимизации цепочки поставок, в течение года время, отведённое на планирование ежедневной работы, сократила от 50 часов в неделю до 15 часов в неделю, т.е. на 70 проц. Расходы на содержание внешних складов сократились на 40 проц., а количество складируемой продукции сократилось на 25 проц. "Tesla", известнейший в мире производитель электромобилей, в течение года сократил затраты на логистику импорта (доставку сырья, комплектующих и т.д.) на 67 проц.
Если проценты перевести на деньги, то получается, что компании, которые оптимизировали логистическую цепочку, сэкономили миллионные суммы",
- подчеркнула Н. Ясюлёнене.
Директор "Nunner Logistics" по развитию согласилась с тем, что "диктатором моды" в логистическом бизнесе были и продолжают оставаться американские компании. Они создают и активно используют различные инструменты - от разработки программного обеспечения до прогнозов спроса скоропортящихся продуктов. Спектр услуг самых передовых логистических компаний включает в себя распределение деятельности, управление транспортными ресурсами, учёт и контроль транспортной деятельности, управление логистическими функциями компаний, моделирование оптимальных систем распределения, формализацию и увеличение эффективности логистических процедур, консультации по вопросам управления складами и т.д.
"Важно, чтобы сами компании хотели и были готовы оптимизировать свою логистику - изменить взаимосвязь между отдельными подразделениями, использовать другое программное обеспечение, отказаться от некоторых привычных видов деятельности. Это не значит, что кто-то намерен разрушить установившуюся в производственных компаниях логистическую структуру. Просто если организовать эти процессы по так называемой модели "4PL" (four party logistics - логистические услуги четвёртой стороны), то можно достичь ещё более высоких результатов. По принципу "4PL " в сеть менеджмента включаются координаторы логистических процессов (агенты), у которых намного больше информации о том, что происходит на рынке. Как правило, производственные или торговые компании не располагают достаточными ресурсами для того, чтобы ежедневно наблюдать за изменениями на рынке, проводить соответствующие исследования, следить за изменением цен и т.д.  Вот ту-то на помощь и приходят координаторы логистических процессов.
Если агент третьей стороны чувствует себя комфортно, предоставляя услуги по привычным тарифам и способам, компании могут очень долго "играть " по невыгодным для них правилам, то агент четвёртой стороны полностью представляет интересы компании",
- отметила Н. Ясюлёнене.
На вопрос, какие основные ошибки делают предприниматели в сфере логистики, собеседница ответила, что обычно компании не хотят выходить из привычной для них "зоны комфорта", т.е. отказываться от той модели работы, по которой они работали в течение 5 - 10 лет. Иногда руководители компаний полностью уверены в том, что логистические схемы в их компаниях оптимальны, хотя со стороны кажется совсем иначе.
"Для того, чтобы повысить эффективность логистики, необходимо выполнить ряд работ, не попадающих под определение классической логистики.
Самые лучшие специалисты в своей сфере, вооружённые передовыми знаниями и технологиями, обязаны помочь своим клиентам определить проблемные области, посоветовать, как справиться со всеми логистическими и транспортными процессами, как сократить транспортно-логистические затраты,как повысить эффективность работы отдельных подразделений компании", - говорит Н. Ясюлёнене.
Фото: indiamart.com
Cargonews