В последние годы железнодорожный транспорт стал всё больше стал специализироваться на перевозках массовых грузов большими партиями на значительные расстояния. В результате этого, а также роста экспортных перевозок, среднее расстояние перевозки грузов с 2006 по 2014 гг. выросло на 23% и достигло 1669 км, а доля низкодоходных грузов (уголь, минерально-строительные материалы и др.) в период с 2003 по 2013 гг. увеличилась с 53% до 57%. Одной из причин является существующая тарифная система на железнодорожном транспорте, которая стимулирует перевозки низкодоходных грузов на большие расстояния.
Однако при этом железнодорожный транспорт постепенно теряет высокодоходные и среднедоходные грузы: в период с 2006 по 2014 гг. железнодорожный транспорт потерял около 60 млн тонн грузов. Таким образом, нельзя не отметить возросшую межвидовую конкуренцию между железнодорожным и автомобильным транспортом. В настоящее время эффективное расстояние межвидовой конкуренции достигает 3000 км. Например, если в 2006 г. железнодорожном транспортом на расстоянии до 1000 км перевозилось 57,6% всех грузов, то в 2014 г. доля в перевозке 49,9%. Объём перевозок на расстоянии до 1000 км за аналогичный период снизился на 16,6% до 686,7 млн тонн в 2014 г.
В текущих экономических условиях при выборе вида транспорта для перевозки товара грузоотправитель, прежде всего, обращает внимание не на стоимость доставки товара, а на другие факторы: скорость доставки, простота оформления необходимых перевозочных документов и соблюдение сроков доставки.
В связи с этим в большинстве случаев автомобильный транспорт при транспортировке грузов на небольшие и средние расстояния оказывается более привлекательным для грузоотправителей. Например, при транспортировке лесоматериалов строительных из Вологды в Москву стоимость транспортировки железнодорожным транспортом оставляет около 527 руб./т, а стоимость транспортировки при использовании автомобильного транспорта около 1300 руб./т. При этом время доставки на железнодорожном транспорте около 7 суток, а на автомобильном - менее суток. При перевозке цемента из Воскресенска в Москву стоимость и время доставки при использовании железнодорожного транспорта составляет около 237 руб./т и 5 суток соответственно, при использовании автомобильного транспорта: около 500 руб./т и 3 часа.
Таким образом,
железнодорожный транспорт выигрывает у автомобильного по стоимости перевозки, но значительно проигрывает по времени доставки.
С ноября 2015 г. планируется введение платы за проезд по федеральным трассам грузовых автомобилей массой свыше 12 тонн, что, в первую очередь, отразится на грузоотправителях, использующих автомобильный транспорт, и разница в стоимости перевозки ещё больше возрастёт. При этом стоимость оплаты 1 км пути остаётся под вопросом. Изначально 1 км пути был оценён в 3,5 рубля. После этого Председатель Правительства РФ Д. Медведев подписал постановление об увеличении стоимости проезда до 3,73 руб./км. Позже Министерство экономического развития Российской Федерации выступило с предложением уменьшить плату до 0,64 руб./км.
Однако введение платы за проезд грузовых автомобилей массой свыше 12 тонн значительно не скажется на увеличении стоимости транспортировки. Например, на рассматриваемом маршруте из Вологды в Москву при тарифе в 3,73 руб./км стоимость перевозки вырастет на 7%.
Скорее всего на автоперевозчиков в большей степени повлияет последствия контроля перегруза автомобиля и накладных, чем введение платы за проезд.
Таким образом, введение платы за проезд грузовых автомобилей массойсвыше 12 тонн существенно не отразится на сложившейся тенденции к переходу грузов с железнодорожного транспорта на автомобильный.
Автор - ведущий эксперт-аналитик отдела исследований грузовых перевозок ИПЕМ
Фото: АвтоТрансИнфо