← Автомобильные грузоперевозки

Дорожный сбор для грузовиков в цифрах и фактах

Иногда взгляд со стороны помогает лучше увидеть нюансы проблемы, чем в ситуации непосредственного в нее "погружения". Радиостанция "Немецкая волна" не осталась в стороне от событий последних дней и со свойственной немцам обстоятельностью попыталась разобраться в вопросе, который, без преувеличения, волнует сегодня всех дальнобойщиков. DW рассказывает о причинах введения новой пошлины для водителей большегрузов с 15 ноября, а также рассуждает о том, как последствия этой реформы скажутся на жизни каждого россиянина.

15 ноября 2015 года в России был введен новый сбор - на сей раз с дальнобойщиков. Большегрузные автомобили весом более 12 тонн должны платить за проезд по федеральным трассам. Нововведение было воспринято водителями грузовиков с негодованием - не обошлось даже без забастовок и угроз. DW собрала основные аргументы регуляторов и их оппонентов.
Аргумент справедливости: платит тот, кто наносит максимальный урон
В России вступил в силу закон, предполагающий взимание платы "в счет возмещения вреда, причиняемого автодорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами с разрешенной максимальной массой свыше 12 тонн". В Росавтодоре утверждают, что такие автомобили наносят 50 процентов ущерба дорогам страны.
"Это действительно так, максимальный урон асфальтовому покрытию наносят именно большегрузные авто", - подтвердил с интервью DW начальник отдела аналитики агентства "Автостат" Андрей Топтун. На сегодняшний день по территории России передвигается около 2,5 миллиона автомобилей массой свыше 12 тонн, зарегистрированных в России и других странах.
До 50 миллиардов рублей дополнительных вливаний в бюджет
Новая пошлина, по подсчетам Росавтодора, будет дополнительно приносить в бюджет до 50 миллиардов рублей ежегодно, а за период реализации проекта (около 13 лет) - примерно 1 триллион рублей. Установленные таксы следующие: 1,53 рубля за километр с 15 ноября 2015 года по 1 марта 2016 года, затем тариф будет увеличен до 3,06 рубля за километр. Для того, чтобы внести оплату, необходимо зарегистрироваться через интернет или в офисе в специально созданной для этого системе "Платон" ("плата за тонны"), завести на ее сайте свой лицевой счет и пополнять его перед поездкой.
Аргумент несправедливости: сбор средств поручен структуре Ротенберга
Оператором новой системы, который будет в течение 13 лет контролировать движение большегрузов и взимать плату, назначена компания "РТ-Инвест Транспортные системы", совладельцем которой является сын фигуранта санкционного списка Аркадия Ротенберга Игорь Ротенберг. Недовольные дальнобойщики уже с 15 ноября проводят акции протеста у офиса компании в Санкт-Петербурге.
"Было бы, наверное, лучше, если бы оператор был избран на конкурсной основе, - говорит Андрей Топтун. - Иначе получается, что владельцам компании подарили этакий свечной заводик, который позволит безбедно существовать". По словам эксперта, возможно, было бы не лишним, если бы на этот факт обратило свое внимание антимонопольное ведомство.
Тестового режима не было, система дает сбои
Однако возмущение водителей и владельцев транспортных компаний в большей степени вызывает не столько персона владельца компании-оператора, сколько несовершенство самой системы. "Мы трое суток пытаемся внести плату в личном кабинете нашего водителя, чтобы он выехал из Москвы. Но система пишет о технической ошибке", - рассказал DW президент Российской ассоциации перевозчиков (РОССАП) Владимир Приказчиков. По его словам, тестовый период был необходим. "Скоро в этом все убедятся, потому что транспорт уже встал", - сообщил он.
Проблема не только в трудностях внесения оплаты, но и в отсутствии необходимого оборудования в машинах. "Нужно, чтобы каждый имел в автомобиле ноутбук с доступом в интернет и умел с ним обращаться. Это и дорого и нереально для многих водителей, которые разбираются только в моторе и правилах дорожного движения", - добавил глава РОССАП. Нужно время на переоборудование и обучение, отмечает он.
Ритейлу грозит коллапс, покупателям - дефицит и всплеск инфляции
О необходимости переходного периода говорит и Андрей Топтун из "Автостата": "Особенно полезен он был бы сейчас, поскольку время для внедрения системы выбрано крайне неудачное". По словам эксперта, в стране и так значительная инфляция (по разным данным, по основным продуктовым позициям она достигает 40 процентов), теперь же неминуем ее рост, так как транспортные расходы всегда закладываются в конечную стоимость товара.
Владимир Перевозчиков уверен в том, что
дефицит товаров и всплеск инфляции вплоть до 20 процентов (к имеющемуся уровню) неизбежен.
"Мы уже написали обращение в правительство и надеемся на скорый ответ. Если не отменить эту систему, коллапса в продуктовом снабжении не избежать, а это уже нарушение Конституции, которая не позволяет издавать законы, направленные на ухудшение жизни граждан", - предостерегает он.
Фото: business-class.su
Немецкая волна