13 ноября ночью жители Великого Новгорода - те, кто живет в конце Большой Санкт-Петербургской улицы, - могли увидеть редкое зрелище: по этому участку дороги везли корпус атомного реактора. Дело не только в необычности самой посылки, которая делает в городе транзитную остановку, а еще и в её размерах. Общий вес махины - 340 тонн. Для сравнения: столько же весят шесть заполненных под завязку грузовых вагонов.
И еще подчеркнем: речь идет не о реакторе, а о корпусе для него, - ядерного топлива в нем нет, так что никакой опасности в этом смысле слова металлический исполин для горожан не представляет. И вообще, белорусская компания, которая занимается его транспортировкой - "Спецтяжавтотранс", - сделала всё, чтобы обеспечить максимально безопасные условия для провоза гигантского агрегата по городу. Именно поэтому - ночь, иначе главная городская артерия превратилась бы в большую пробку.
- Транспортировка тяжелых, сверхтяжелых и негабаритных грузов - это даже не логистика - это инженерия, - рассказывает руководитель проекта по доставке корпуса Вадим Орлов. - Готовится проектная документация, рассчитываются возможности дорожного полотна в случае, если груз нужно перевозить посуху, необходимость его усиления, строительства дополнительных сооружений или устранения, объезда препятствий для перевозки такого багажа. Например, линии электропередачи, деревья.
Вот поэтому большую часть пути, порядка 2000 километров, с Волгодонского филиала АО "АЭМ-Технологии" "Атоммаш" в Островец, где огромный кокон станет частью первого энергоблока Белорусской АЭС, он преодолел по воде - на барже. Посуху это было бы невозможно. Хотя бы потому что российские мосты выдерживают номинально не более 200 тонн, а фактически - не более 85.
Свой путь агрегат начал 14 октября. Он прошел по Дону, через Цимлянское водохранилище, затем по Волго-Донскому каналу, Волге, Волго-Балтийскому каналу, Онежскому и Ладожскому озерам, вышел в Волхов и добрался до Великого Новгорода, причалив в районе улицы Щусева. Она ближе всего к городским железнодорожным путям, по которым корпус преодолеет оставшуюся часть пути - еще около 800 км. Здесь гигант разгрузили с баржи методом Ро-Ро - выкатыванием - на специализированное самоходное транспортное средство Сometto.
Интересно, что общее время, которое великан проведет в пути, - около 70 суток. Вынужденную остановку пришлось сделать только на Онеге, где корпус стоял три дня. Из-за сильного северного ветра волна на озере достигала трех метров в высоту. Потонули бы, и потом такой агрегат со дна ни одним краном не вытянешь. Хотя не такой уж этот реактор и большой. Белорусам уже приходилось транспортировать нефтяной реактор, который весил 1309 тонн!
И обмеление Волхова не стало препятствием для путешествия. Баржа давала метровую усадку, буксиры - чуть больше метра, так что глубины хватило.
Для того чтобы корпус реактора доставить до железной дороги, в Новгороде отключат троллейбусную линию электропередачи и немного приподнимут её, чтобы корпус не задел провода. Часть дорожного полотна на пути следования белорусские транспортировщики усилили, кое-где, по словам Орлова, фактически построив новую дорогу. 18-21 ноября корпус установят и закрепят на специальную оснастку для дальнейшей перевозки и - поехали.
Кстати, по неофициальной информации, доставка корпуса реактора именно через Великий Новгород стала для белорусской компании вынужденной необходимостью. Быстрее его было бы доставить либо через Украину, либо по прибалтийским рекам, но из-за объявленных России санкций ценный груз, чего доброго, мог бы там сесть на мель.
Фото: novved.ru