← Логистика, грузы

Расходы на перевозку товаров резко выросли после запуска системы "Платон"

Тарифы на перевозки товаров и продуктов после запуска системы "Платон" выросли на 6-28%, а предложение грузоперевозчиков упало на 30-40%, сообщил РБК представитель Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ). По данным АКОРТ, представляющей интересы 39 крупнейших торговых сетей России, с 15 ноября 2015 года - после запуска в России системы взимания платы за проезд по федеральным трассам грузовиков массой свыше 12 т - в среднем стоимость километра пробега выросла на 6% при использовании ретейлером собственного транспорта и на 15% за привлеченные большегрузы.

Представитель АКОРТ сказал, что в числе причин, которые перевозчики называют, отказываясь выполнять заказ, отсутствие бортовых устройств, опасение получить штраф, проблемы с оформлением маршрутных карт на сайте "Платона", сложный процесс регистрации в системе и слабая информированность автовладельцев. С оценкой АКОРТ согласился директор по закупкам транспортных услуг крупной логистической компании FM Logistic Андрей Попов. "Снижение предложения на 30-40% объясняется тем, что 30% парка просто стоит. Мелкие автовладельцы боятся миллионных штрафов: это автоматически ведет к потере машины, а рисковать никто не хочет", - сказал он РБК.
С момента ввода "Платона" при использовании привлеченного транспорта в 30-40% случаев сроки доставки товаров были сорваны из-за сокращения предложения на рынке грузоперевозок, отметил представитель АКОРТ. Он добавил, что новые данные совпали с прогнозами, которые ассоциация делала в сентябре, за 1,5 месяца до запуска системы сбора платежей.
25 сентября сразу несколько ассоциаций ретейлеров и производителей направили письма премьер-министру Дмитрию Медведеву с просьбой отсрочить введение платы за проезд 12-тонников по федеральным трассам. Среди них были "Союзмолоко", АКОРТ, "Руспродсоюз" "РусБренд" и еще более десяти организаций. По их расчетам, новый сбор должен увеличить себестоимость перевозок товаров на 15-20%, а это спровоцирует рост уровня инфляции до 2 п.п. (удорожание непродовольственных товаров составит 3%, продовольственных - 2%).
Представитель оператора системы взимания платы - компании "РТ-Инвест Транспортные Системы" (РТИТС) не согласился с оценкой АКОРТ. Действующий тариф 1,53 руб. за километр не может оказывать подобное воздействие на рост цен как в перевозках, так и в торговле, сказал он РБК. "Мы учитываем мнение наших пользователей, но не согласны с попыткой перенести все текущие рыночные проблемы на рынке грузоперевозок на ввод системы "Платон", - добавил представитель оператора.
Представитель Росавтодора отказался комментировать заявление АКОРТа, поскольку ведомство не располагает подробностями по их расчетам.
На прошлой неделе АКОРТ подсчитала объемы недопоставок в магазины и распределительные центры продовольственных ретейлеров за первые дни работы системы взимания платы. По ее данным, в зависимости от категории товара с 16 по 19 ноября 2015 года до розничных точек и складов (включительно) вовремя не доезжало от 1 до 9% продукции (такая доля продукции приехала с опозданием или не приехала вовсе).
Основной объем недопоставок пришелся на крупнейшие розничные рынки страны в Москве и Московской области - до 45%.
Взимание платы за пр?оезд большегрузов по федеральным трассам началось в России 15 ноября 2015 года. Вносить сбор перевозчики должны через систему "Платон". Транспортные компании обязаны зарегистрировать автомобили на сайте системы и перед рейсом пополнить сче?т в личном кабинете. После перевозчик либо оформляет маршрутную карту, либо устанавливает бортовое устройство, предназначенное для спутниковой фиксации проезда по федеральным трассам. Километр пути стоит 1,53 руб., а с 1 марта 2016 года цена вырастет до 3,06 руб. Штраф за неоплаченный проезд для юрлиц составит 450 тыс. руб. за первое нарушение и 1 млн руб. за повторное. Но в Госдуму уже внесен законопроект, согласно которому вводится плоская шкала штрафов, а их размер снизится до 5 тыс. руб. за первое нарушение и 10 тыс. руб. за повторное.
Фото: АвтоТрансИнфо
РБК