← Автосервис, запчасти, шины

О ситуации на рынке сервисных услуг

Почему владельцы техники все чаще стали обращаться к знакомым мастерам или в "серые" СТО? Что в этой ситуации делают официальные сервисные центры? Верно ли, что в условиях снижения покупательской способности сервисные службы находятся в более выгодном положении, чем отделы продаж техники? Ответы на эти вопросы искали журналисты Грузовой.Ру и Экскаватор.Ру.

Сегодня многие станции техобслуживания отмечают отток клиентов. Журналист Грузового Ру задал несколько вопросов начальнику отдела сервисных контактов и бизнес-анализа ООО "Скания-Русь" Константину Однолько и директору по маркетингу "БАУ-РУС Мотор Корпорэйшн" Павлу Виклейну.
- На фоне падения объемов продаж новых автомобилей в России (по данным AEB, за 9 месяцев 2015 года российский авторынок сократился на 33%) на рынке автосервиса отмечается постепенный отказ владельцев от сервисного обслуживания в сертифицированных дилерских центрах в пользу услуг независимых СТО и частных специалистов, механиков, - говорит Константин Однолько. - Данная тенденция обусловлена в первую очередь экономической ситуацией в стране. К сожалению, желание сэкономить часто идет в ущерб качеству сервисного обслуживания.
Тем не менее, чтобы не работать себе в убыток из-за снижения спроса на новые машины, многие компании стараются делать ставку на сервисное обслуживаниегрузовиков. Особенно если принять во внимание тот факт, что более 66% парка CV/HCV и 40% имеющихся LCV в Российской Федерации старше 15 лет (по данным АВТОСТАТ).
- В противовес общерыночным тенденциям, клиенты Scania обращаются за сервисной поддержкой в наши официальные дилерские центры, - отмечает К. Однолько. - Помимо экономии финансовых затрат при обслуживании наши клиенты также существенно увеличивают остаточную стоимость эксплуатируемой техники и срок ее службы.
Очевидно, что недостаток средств на покупку новой грузовой техники толкает перевозчиков потуже затянуть пояса и продолжить эксплуатировать старый автопарк, выделяя при этом немалые деньги на ремонт и амортизацию.
Павел Виклейн, директор по маркетингу БАУ-РУС Мотор Корпорэйшн:
- У перевозчиков, которые сами обслуживают свой парк, слесари точно не останутся без работы, и я думаю, что увеличат долю запасных частей у себя на складе для оперативного ремонта, - продолжает директор по маркетингу "БАУ РУС Мотор Корпорэйшн". - Могу сказать точно, что количество обращений в наш сервис увеличилось в большую сторону. Сейчас ставка делается на объемы ремонта, поэтому средний ценник на него остается умеренным, чего не скажешь о запчастях, т.к. в них много валютной составляющей.
Частные перевозчики, особенно опытные, сами ремонтируют своих "кормильцев", экономя каждую копейку. Что же касается нашего сегмента, а именно недорогих китайских грузовиков, то тут немного другая ситуация. Некоторые перевозчики, покупая "китайца", эксплуатируют авто на 120%, зачастую экономя даже на сервисном обслуживании, а потом, отбив стоимость грузовика, пытаются от него избавиться.
Если рассмотреть ситуацию на рынке более детально, то, наверное, легче всего дышится тем, кто занимается перевозкой продуктов - кушать хочется всегда. Эти компании могут себе позволить и обновить парк, и ремонтироваться самостоятельно или на стороне. Но все же существует тенденция к сокращению затрат, поэтому неизвестно, на сколько их хватит.
Простаивающая техника не нуждается в ремонте?
Существует мнение, что в условиях снижения покупательской способности сервисные службы находятся в более выгодном положении, чем отделы продаж техники. Но так ли это в действительности? Представители АО "Национальная Арендная Компания" и ЦСТ "Техноплаза", с которыми побеседовал журналист Экскаватор Ру, привели иные данные.
- Вопреки расхожему мнению, что в кризисные периоды продажи падают, а сервис растет, на сегодняшний день наблюдается тенденция к снижению оборотов на рынке сервисных услуг, - рассказал заместитель директора департамента по постпродажному обслуживанию АО "Национальная Арендная Компания" Александр Смольяков. - Обоснование данного регресса кроется в экономической ситуации в целом по стране. Остановка масштабных строек и, как следствие, снижение выемки грунтов различных пород в карьерах привело к тому, что клиентский парк тяжелой техники, а именно карьерные экскаваторы и тяжелые фронтальные погрузчики, работает по четыре-восемь часов в день, а иногда и вовсе простаивает. Все это в свою очередь увеличивает межсервисные интервалы, а также КТГ (коэффициент готовности техники). Как следствие, снижается потребность в техническом обслуживании и текущем ремонте.
По этой причине, а также в связи с желанием клиентов сэкономить на обслуживании техники, по сравнению с данными четвертого квартала 2014 г. падение спроса на сервисные услуги во втором и третьем квартале 2015, по словам Александра Смольякова, составило более 25%.
Несколько советов от компании "Национальная Арендная Компания" владельцам техники:
- Помните, что экономия (в связи с несоблюдением установленного регламента технического обслуживания и межсервисных интервалов) приводит к значительным затратам впоследствии.
- Обращайте внимание на акции, предлагаемые сейчас многими производителями и дилерами, в рамках которых владелец может рассчитывать на скидки при приобретении запчастей, бесплатную диагностику и др.
Как рассказал руководитель сервисной службы ЦСТ "Техноплаза"  Павел Афоничев, количество обращений в сервисную службу компании на сегодняшний день примерно на 30% меньше, чем до кризиса. Во многом это связано с тем, что владельцы стали больше ремонтировать технику собственными силами:
- Сегодня на рынке сервисных услуг наблюдается несколько тенденций. Во-первых, многие собственники обращаются к специалистам только за сложным ремонтом. Во-вторых, в связи с увеличением курса валют выросла стоимость запасных частей, поэтому клиенты часто отказываются от планового ремонта и чинят технику только в случае крайней необходимости. В-третьих, стало сложно "закладывать" в бюджет расходы на ремонт, т.к. стоимость запчастей растет с каждым месяцем.
При этом, как заметил Павел Афоничев, снизилось количество заявок на капитальный (крупный) ремонт и увеличилось время принятия решения, работы какой сложности необходимо выполнить, т.к. руководители зачастую вынуждены "вытаскивать" средства из других немаловажных статей расходов. На сегодняшний день практически любой счет проверяется клиентом на предмет возможности приобретения аналогов вместо оригинальных запасных частей или по более низкой цене у другого дилера.
Советы от ЦСТ "Техноплаза" собственникам строительной техники:
- Принимайте на работу квалифицированных операторов и механиков, которые будут в состоянии следить за техникой и содержать ее в исправном состоянии.
- Хотя бы периодически пользуйтесь услугами специалистов и выполняйте с их помощью профессиональную диагностику.
Фото: truckdonor.ru
ГРУЗОВОЙ.РУ