В Ярославле, в ПАО "Автодизель", в субботу, 12 ноября, стартовало серийное производство газовых моторов ЯМЗ-534/536 CNG уровня Евро-5. Эти силовые агрегаты работают на компримированном природном газе (метане) и предназначены в первую очередь для установки на коммерческую автотехнику, выпускаемую Группой ГАЗ: среднетоннажные грузовики "ГАЗон Next", автомобили повышенной проходимости "Урал", автобусы КАвЗ, ЛИАЗ и ПАЗ. Кроме того, новыми газовыми двигателями ЯМЗ могут комплектоваться грузовики МАЗ и КАМАЗ, а также разнообразная дорожно-строительная и сельскохозяйственная техника.
Газовые моторы ЯМЗ-534/536 CNG выполнены на базе семейства средних рядных дизелей ЯМЗ-530, успешно зарекомендовавших себя в эксплуатации в составе различных машин. Новая линейка разработана совместно с компанией Westport - мировым лидером в создании газовых двигателей для коммерческого транспорта (в числе ее клиентов - компании Cummins, Caterpillar, GM, Kenworth, Hyundai, Volvo, Weichai). При создании моторов ЯМЗ-534/536 CNG были применены передовые конструктивные решения по компоновке, управлению, работе основных систем, обеспечивающих их надежность и экономичность.
К преимуществам новой линейки газовых моторов ЯМЗ-534/536 CNG помимо снижения уровня эксплуатационных затрат (на 40-50% по сравнению с дизелем и бензином) и уровня выбросов угарного газа (в пять-шесть раз) можно также отнести: применение компонентов газовой аппаратуры мирового качества от ведущих профильных поставщиков (Westport, Federal Mogul, Bosch, Nikki); значительную унификацию с дизельными моделями, что обеспечивает снижение затрат на обслуживание; сохранение мощностных и тягово-динамических характеристик на уровне дизельных аналогов.
Шестицилиндровые газовые двигатели разработаны в трех базовых вариантах номинальной мощностью 260 (ЯМЗ-53644), 287 (ЯМЗ-53624) и 312 (ЯМЗ-53604) л.с. Четырехцилиндровые - 150 (ЯМЗ-53424/53444) и 170 (ЯМЗ-53414) л.с. Вся линейка силовых агрегатов имеет потенциал обеспечения норм стандарта Евро-6.
Опытные образцы новых газовых моторов прошли комплексные испытания в специализированных испытательных боксах ПАО "Автодизель", а затем подтвердили свою надежность во время испытаний в составе грузовых автомобилей ГАЗ и "Урал", автобусов ПАЗ и ЛИАЗ, а также других моделей техники. Установлено, что
ресурс газовых двигателей до капитального ремонта составляет не менее 700 тыс. км для моторов ЯМЗ-534 CNG (при междугородних перевозках - 900 тыс. км) и не менее 800 тыс. км для моторов ЯМЗ-536 CNG (при междугородних перевозках - 1 млн км).
"Оснащение транспорта новыми газовыми двигателями позволит значительно повысить экономичность и экологическую безопасность пассажирских и грузоперевозок, - заявил во время торжественного запуска серийного производства президент Группы ГАЗ Вадим Сорокин. - Двигатели ЯМЗ-534/536 CNG соответствуют лучшим мировым образцам по удельной мощности, крутящему моменту, виброакустическим характеристикам и расходу топлива. А благодаря работе по локализации компонентов для линейки дизельных и газовых двигателей ЯМЗ-530, которая велась на протяжении последних двух лет и продолжает вестись, нам удалось сохранить оптимальную себестоимость силовых агрегатов, что позволит обеспечить доступные цены для потребителей газового транспорта с двигателями ЯМЗ по сравнению с импортными аналогами".
Отметим, что выпуск новых газовых моторов будет вестись в едином технологическом потоке с дизельными двигателями ЯМЗ-534/536 на производстве, которое является одной из самых современных площадок двигателестроения в Европе. Этот завод общей площадью 57 тыс. кв. м., оснащенный современным технологическим и инженерным оборудованием, начал работу в 2012 году.
Производство сертифицировано в соответствии с требованиями международной системы ISO/TS 16949. Уровень автоматизации технологического комплекса достигает 90%. Инженерная инфраструктура обеспечивает выполнение самых жестких требований к производственной среде по чистоте, температуре, давлению, освещенности, уровню шума и вибраций.
Общая сумма инвестиций в строительство нового завода и освоение линейки дизельных и газовых двигателей семейства ЯМЗ-530 составляет около 11 млрд рублей.
Мощность производства газовых и дизельных двигателей ЯМЗ-530 - 20 тыс. в год с возможностью расширения до 40-50 тысяч.
В рамках проекта по организации производства дизельных и газовых двигателей семейства ЯМЗ-530 ведется локализация комплектующих, в том числе высокотехнологичных, с размещением производств на российских предприятиях. На сегодняшний день на предприятиях "Группы ГАЗ" и других российских заводах локализован ряд комплектующих, ранее выпускавшихся в Европе, включая отливку блока цилиндров, поковку коленчатого вала, турбокомпрессор, распределительный вал и др. Локализация комплектующих для двигателей ЯМЗ-530 позволяет обеспечить конкурентоспособную стоимость продукции с сохранением качества на уровне мировых аналогов, сократить зависимость экономики предприятия от колебаний валютного курса и увеличить объемы производства на предприятиях российских поставщиков.
Старт нового проекта на ЯМЗ был приурочен к празднованию 100-летия предприятия, образованного в 1916 году императорским указом о строительстве в стране шести автомобильных заводов. На первых этапах своего развития ярославский завод специализировался на выпуске грузовиков, самосвалов, троллейбусов и других видов автомобильной техники. Создание ЯМЗ стало отправной вехой в развитии всего российского автомобилестроения: ряд известных сегодня в РФ и СНГ автомобильных заводов обязан своим появлением именно "Автодизелю", который стал научно-внедренческой площадкой, где получили жизнь популярные марки автомобилей, переданные в рамках кооперации народного хозяйства на другие заводы Советского Союза. В начале 2000-х гг. Ярославский моторный завод вошел в состав машиностроительных активов Олега Дерипаски, которые с 2005 года объединены в холдинг по производству коммерческого транспорта "Группа ГАЗ". Сегодня Ярославский моторный завод является одной из самых современных производственных площадок в Европе и ведущим отечественным производителем двигателей для грузовой, пассажирской, строительно-дорожной, сельскохозяйственной техники, центром инженерных и производственных компетенций в отрасли, лидером по локализации современной компонентной базы для российского машиностроения.
Фото: abw.by