← Автосервис, запчасти, шины

Молодой директор барнаульского автоцентра КамАЗ рассказал о рынке грузовиков

Руководить самым крупным дилерским предприятием на рынке грузовой техники Алтая - "Барнаульским автоцентром КамАЗ" - Александр начал в 2014 году, когда ему было 33 года. Случилось это после трагической гибели его отца, известного в регионе предпринимателя Виктора Лисицына. Сын сумел продолжить начинание отца и даже успел расширить свое присутствие в автобизнесе.

Спрос откладывается
- Александр Викторович, по данным аналитиков "Автостата", спрос на КамАЗы в Алтайском крае в 2016 году увеличился на 70%. При этом рынок в целом остался на уровне прошлого года. Чем можно объяснить такую динамику продаж вашей марки?
- Нужно понимать, что "Автостат" показывает не продажи, а регистрации новых грузовых автомобилей. Часть из них приехали в регион напрямую с завода, минуя дилерскую сеть. Например, по программам "Росагролизинга". Второй вариант - корпоративные закупки. Так, местная структура "Роснефти" напрямую приобретала на заводе несколько машин.
У нас в автоцентре число продаж увеличилось не столь значительно. Показатель роста - около 15%. То есть год не провальный, но мог быть и лучше. Скажем так: ситуация стабильная. То, что часть техники попадает в регион, минуя наш автоцентр, нас не сильно расстраивает. Самое главное, что пополняется парк автотранспорта, который мы будем обслуживать.
- Кто основной покупатель КамАЗов в регионе?
- Если несколько лет назад это были представителиразных сфер (в частности, строители, промышленники, перевозчики и т. д.), то
в 2016 году порядка 90% покупателей - это представители аграрного бизнеса.
Очевидно, политика импортозамещения позволила им улучшить свое положение, и они стали активнее приобретать технику. Представители других отраслей экономики сейчас почти не обновляют машины.
- Эффективны ли госпрограммы по стимулированию спроса?
- Да, программа утилизации была крайне востребована. К сожалению, она закончилась, и пока неизвестно, продлят ли ее на будущий год. Это станет известно в январе. Также есть льготный лизинг. Многие активно им пользуются, эта программа по-прежнему работает. Но когда действовали обе программы, машины покупали активнее.
Сейчас порядка 80% продаж оформляются в лизинг.
Наличными крайне редко рассчитываются.
- Как изменились цены на грузовики КамАЗ за последние годы?
- С конца 2014 года стоимость продукции завода росла постепенно и увеличилась примерно на 30%. Это значительно меньше, чем на европейские грузовики. Их продажи сейчас заметно "просели", а у КамАЗа - увеличились.
- А "китайцы" вам конкуренты? Несколько лет назад один из продавцов грузовиков из Поднебесной говорил, что их машины могут "забрать" у КамАЗа солидную долю в регионе.
- В середине "нулевых" они действительно могли стать серьезным соперником. В то время емкость рынка была большая, экономика росла, КамАЗ не успевал за спросом, очередь на автомобили растягивалась на полгода. Поэтому мы "китайцев" даже не заметили, и они под шумок заняли часть рынка. Но сейчас их вообще не видно. Старые машины попадаются, а новых я давно не встречал. Люди попробовали эти автомобили и поняли, что без качественного сервиса и запчастей эксплуатировать грузовую технику крайне проблематично. Продавцы китайской техники в Алтайском крае не предоставили им этого.
- Какой динамики ждете от рынка в дальнейшем? Есть ли предпосылки для его роста или падения?
- Не готов сказать. Время покажет. То, что многие пока ездят на старых грузовиках, формирует отложенный спрос, который рано или поздно конвертируется в контракты на новую технику. Что касается нашего предприятия, мы стабильно работаем, у нас прирост почти каждый год.
- То есть даже кризис вам нипочем?
- Скажем так, он лишь тормозит наше развитие.
"Уже не тот"
- За 2016 годКамАЗ выпустил 88 новых комплектаций техники. Почему такое бурное развитие?
- КамАЗ стремительно меняется. Как говорится, он "уже не тот". Теперь в нем много зарубежных комплектующих. Например, на машины нового модельного ряда устанавливают компоненты Daimler - двигатель, коробку, мосты, даже кабину. Их производство локализуют в России, чтобы снизить стоимость грузовиков. В этом году мы аттестовали наш сервисный центр по требованиям Daimler и теперь можем все это обслуживать. В общем, КамАЗ - это теперь сложный автомобиль, требующий диагностики и квалифицированного ремонта.
- Но многие ценили КамАЗ именно за то, что его можно починить в дороге буквально молотком и парой крепких слов. Как потребители отнеслись к изменениям?
- Во-первых, автомобили стали качественнее, они все реже требуют такого оперативного вмешательства. А во-вторых, для тех, кто ценит ремонтопригодность, у КамАЗа есть большой выбор моделей с минимальным количеством сложных зарубежных агрегатов. Более того, специально для них КамАЗ вернулся к производству собственных двигателей. Наши аграрии именно такие машины, наиболее простые в эксплуатации, и берут - в минимальных комплектациях и с камазовским мотором.
- У вас сейчас два сервисных центра, и оба они находятся в Барнауле. Нет ли желания развивать сеть по краю?
- Я задумываюсь над этим. Но грузовой сервис - это очень затратно, поэтому в ближайшей перспективе таких намерений пока нет. Однако сейчас в качестве эксперимента покупаю СТО легковых авто в Алейске. Она сохранит свой профиль, и там же мы организуем торговлю запчастями. Для меня это будет проба удаленного управления. Если все получится, то вполне вероятно, я более серьезно подойду к теме развития сети техцентров. Мой отец говорил: "Будущее в сервисе". Он был умным человеком, и я доверяю его стратегии. Сейчас мы модернизируем сервисный центр на пр. Космонавтов, переоборудуем там агрегатный, шиномонтажный и моторный участки. Они откроются в I квартале 2017 года.
- Летом была новость, что предприятие "АвтоЗапчасть КамАЗ" выпустило на рынок новую линейку оригинальных запчастей под названием "Эконом". Это правда?
- Да. Так КамАЗ борется с серыми производителями. Те продают контрафактные запчасти в разы дешевле. Качество - соответствующее. И когда из-за них в очередной раз происходит поломка, это сильно бьет по авторитету КамАЗа. Чтобы у клиентов не было резона так "экономить", производитель выпустил эту линейку. Это качественные, оригинальные запчасти, но более дешевые и со сниженным ресурсом. Серия "Эконом" уже стала востребованной, но все же большинство предпочитает более дорогие и долговечные комплектующие. Их доля в структуре продаж в Алтайском крае даже выше, чем в среднем по стране.
- На должности гендиректора вы сменили своего отца после печальных событий (в октябре 2014 года Виктора Лисицына застрелил собственный водитель, убийцу отправили за решетку на 13 лет. - Прим. ред). Он был успешным бизнесменом, руководил автоцентром 15 лет, три раза завоевывал звание "Директор года. Алтайский край". Какие принципы управления вы у него переняли?
- Всем, что я умею и понимаю в автобизнесе, я обязан отцу. С ним я прошел путь от менеджера по продажам до заместителя директора. Я бы комфортно работал на этой должности, но неожиданно отца не стало, мне пришлось занять его место. Я, естественно, не был готов к такому повороту судьбы. Первое время было очень тяжело. Но коллектив остался со мной, поддержал меня, и у нас получилось продолжить дело отца.
Он был патриотом КамАЗа. В 1990е дальнобойщиком всю страну на нем объездил. Во всех его делах у него все было четко, он человек слова, твердый управленец. Мне тоже приходится проявлять твердость, хотя не всегда это бывает легко. Я человек более лояльный, стараюсь строить работу на доверии и понимании проблем сотрудников. Хотя и отцу эти качества были не чужды, конечно.
Думаю, главное, чему меня отец научил, - это то, что в любом деле, которым ты занимаешься, нужно быть лучшим. Он таким и был: и в бизнесе, и в других сферах.
Досье
Александр Викторович Лисицын родился в Барнауле 19 декабря 1981 года. Окончил Санкт-Петербургскую академию экономики по специальности "менеджмент организации". Трудовую карьеру начинал на Алтайском моторном заводе слесарем механосборочных работ. В "Барнаульском автоцентре КамАЗ" с 2005 года. За это время успел поработать слесарем сервисного отдела, менеджером отдела продаж, начальником этого отдела, коммерческим директором, заместителем директора по продажам и закупкам. На посту директора автоцентра с ноября 2014 года. Женат, воспитывает двоих детей.
Факт
Самая популярная модель КамАЗа в Алтайском крае - 6511. Всего в топ-10 самых востребованных грузовиков в регионе входят три модели этого бренда.
Фото: Анна Зайкова
altapress.ru