← Топливо, масла и автохимия

Топливный баланс

Начало лета ознаменовалось в России снижением оптовых цен на автомобильное топливо. По данным информационно-аналитического центра "Кортес", в период с 5 по 9 июня средняя стоимость бензина и дизтоплива в зависимости от сорта снизилась от 179 до 401 рубля за тонну. Впрочем, ценники на АЗС пока демонстрируют противоположную динамику: литр бензина за неделю стал дороже на 10-13 копеек. Что происходит на рынке и есть ли у бизнеса шанс сократить издержки за счет удешевления автомобильного топлива?

Подъемная сила
Ситуация, сложившаяся на топливном рынке страны в начале июня, выбивается из общего тренда. До этого цены на АЗС практически каждую неделю демонстрировали рост. В частности, за первые четыре месяца 2017 года бензин и дизтопливо подорожали на 2,6 процента, причем в апреле в годовом исчислении цены на бензин выросли на 5,3 процента.
Топливо дорожает активнее, чем в 2016-м, когда цены в среднем повысились на 3,8 процента. Это было ниже уровня инфляции - 5,4 процента. В 2017 году удорожание бензина ожидается в пределах 6-7 процентов, а рост потребительских цен, согласно официальному прогнозу, ограничится примерно 4 процентами.
Однако есть и более пессимистические сценарии. В декабре прошлого года глава нефтяной компании "Лукойл" Вагит Алекперов предсказал "плавный рост" стоимости топлива на 8-12 процентов. По его мнению, это обусловлено повышением топливных акцизов. Налоги действительно играют ключевую роль в формировании цены бензина и дизтоплива на российском рынке: так, в стоимости литра Аи-95 их доля составляет почти 60 процентов.
Аналитики Vygon Consulting подсчитали: три года назад маржа отечественных НПЗ была 6,3 процента, в 2015 году - 1,8 процента, а в 2017-м - не превысит нулевой отметки.
Участники рынка подтверждают, что ситуация неблагоприятная. В марте стало известно о намерении "Лукойла" в течение двух лет продать все 2,5 тысячи своих АЗС.
"Чистая прибыль заправочного бизнеса в России за первый квартал близка к нулю. В настоящее время доходность в районе 8 рублей на тонну по сравнению с 2000 рублями на тонну годом ранее",
- пояснил "Интерфаксу" представитель компании.
Он признался, что выходом может стать повышение цен примерно на 5 рублей за литр топлива. Впрочем, позже Алекперов уточнил: идея продать АЗС родилась при разработке десятилетней стратегии развития компании, и правление ее не поддержало.
Счета к оплате
От снижения оптовых цен на бензин не выгадают ни производители, ни потребители. Происходящее не связано с летним спросом на топливо внутри страны, говорит старший аналитик "Альпари" Анна Бодрова.
"В данном случае все дело в экспортном паритете - Brent стал дешевле, чем раньше. К 9 июня баррель североморского сырья коснулся локального минимума на уровне 47,40 доллара за баррель. Это была самая низкая цена за бочку черного золота за пять недель", - напомнила она.
Это изменение паритета и влияет на оптовые цены. Однако в российских реалиях такая коррекция не получает зеркального отражения на снижении цен на АЗС . К концу года бензин может подорожать еще на 4-5 процентов, не исключает Бодрова.
"Розничные сети - АЗС - хотят зарабатывать больше, чем раньше, и делают это за счет потребителя. Так, за ту же неделю к 9 июня литр Аи-95 в Ростовской области подорожал сразу на 50 копеек. В Краснодарском крае цена выросла на 30 копеек", - констатировала аналитик.
С начала года и по первую декаду июня цены на бензин в России выросли в среднем на 6-7 процентов, а к декабрю автомобильное топливо может подорожать еще на 4-5 процентов,
считает Бодрова. Для бизнеса это означает дальнейшее увеличение издержек, что неизбежно отразится на ценах на товары и услуги - ведь все свои затраты производитель и продавец традиционно перекладывают на плечи потребителя.
"Рост цен на бензин осложняет жизнь всем: и бизнесу, и потребителям. Будучи компанией, которая активно пользуется услугами логистических операторов, мы учитываем "энергетический фактор" при ежегодной индексации стоимости наших контрактов", - подтверждает президент группы компаний Pro-Vision Владимир Виноградов.
По его словам, июньского снижения оптовых цен на автомобильное топливо компания не ощутила. Доставка грузов не стала дешевле. "Может, надо просто подождать?" - сомневается бизнесмен.
Философия отскока
Президент Российского топливного союза Евгений Аркуша охарактеризовал "Ленте.ру" ситуацию, сложившуюся в начале лета на оптовом рынке, как "кратковременный отскок". За пять месяцев текущего года цены на бензин и дизтопливо в России выросли достаточно сильно - на 11-12 процентов к аналогичному периоду 2016 года, подчеркнул Аркуша. И общий тренд на удорожание топлива, убежден он, остается неизменным.
С таким выводом согласна представитель Deloitte Камилла Жалилова: "Мы считаем, что
повода для изменения общей восходящей динамики цены на бензин нет".
По оценке Жалиловой, недельное изменение стоимости бензина в пределах одного процента - явление нормальное. Оно не вызовет ажиотажа среди профессиональных участников рынка. "Розничные цены на бензин также подвержены краткосрочным разнонаправленным колебаниям, но связывать их изменением оптовых цен "в моменте" не следует", - полагает эксперт.
Более информативным, по мнению Жалиловой, является анализ трендов в краткосрочной и среднесрочной перспективах. А здесь, как было сказано выше, сохраняется устойчивая тенденция к росту стоимости топлива. Этому есть как минимум две причины. Первая - цены на бензин в последние несколько лет росли существенно медленнее инфляции. Вторая - обещанного на 2017 год снижения размера акцизов не ожидается.
Справедливость утверждений аналитика подтверждает информация Центрального диспетчерского управления топливно-энергетического комплекса Минэнерго, согласно которой цены на АЗС в период с 4 по 11 июня резко выросли. В результате средняя цена литра бензина Аи-95 увеличилась на 9 копеек и впервые превысила 40 рублей; литр Аи-92 стал дороже на 16 копеек - цена достигла 37,35 рубля.
"Поскольку затраты на бензин прямо или опосредованно формируют себестоимость практически в любой сфере экономики, рост цен на автомобильное топливо будет формировать инфляционные ожидания, в первую очередь в таких негибких по отношению к стоимости бензина отраслях, как сельское хозяйство и транспорт", - резюмировала Жалилова.
Фото: СарБК
Lenta.ru