← Негабаритные и опасные грузы

Максимум допустимого: цистерны из Чебоксар

Чебоксарское предприятие "Сеспель" представило в Подмосковье обновленную линейку полуприцепов-цистерн увеличенной вместимости, отвечающих всем параметрам по допустимым осевым нагрузкам.

Экспозиция завода "Сеспель", известного в России производителя всевозможных автоцистерн, разместилась на территории дилерского центра "Русбизнесавто" в Подольске и включала восемь единиц прицепной техники для перевозки темных, светлых нефтепродуктов, пищевых и химических жидкостей.
Наиболее интересными среди них оказались четырехосные полуприцепы-цистерны, разработкой и производством которых чебоксарское предприятие начало заниматься в 2016 году.
Четыре и сорок четыре
Идею появления на рынке решений с добавленной осью подсказала сама жизнь. Все началось после того как в 2015 году изменились правила перевозок грузов автомобильным транспортом: официально разрешенную полную массу 6-осных автопоездов увеличили с 40 до 44 тонн. Интересно, что первыми на это нововведение отреагировали производители самосвальной техники. Однако в строительной отрасли данная тема не получила бурного развития в связи с преимущественным использованием трехосных тягачей. Жидкий груз, который перевозится преимущественно на дальнюю дистанцию, - это совсем другое дело. Такие транспортные задачи обычно решаются в сцепке с двухосными тягачами. Грузовик с колесной формулой 4х2 - наиболее популярный тягач на рынке, поэтому изготовить под него четырехосный полуприцеп-цистерну оставалось делом времени, говорят представители "Сеспеля".
11.jpg
На презентации ЗАО "Сеспель" представило два четырехосных полуприцепа со стальными цистернами - бензовоз SF4332 и битумовоз SF4B32. Емкость цистерн у этих моделей составляет 32 м3 против 28 м3 у выпускаемых "Сеспелем" текущих трехосных стальных моделей аналогичного назначения. Цистерна SF4332 предлагается в вариантах с тремя или четырьмя отсеками. Сосуд переменного сечения изготовлен из низколегированной стали 09Г2С. Снаряженная масса полуприцепа составляет 8100 кг, полная - 35 620 кг. В заполненном состоянии нагрузка на четырехосную тележку не превышает 25 920 кг (6,5 т на ось), а на седельно-сцепное устройство тягача - 9700 кг. Как и в текущих моделях бензовозов,  технологическое оборудование новинки включает систему рекуперации паров, предотвращения перелива, пневматические донные клапаны с дистанционным управлением.
Все четырехосники производства ЗАО "Сеспель" комплектуются осями BPW:
10.jpg
Цистерна-битумовоз SF4B32 имеет один отсек. Ее несущий корпус изготовлен из той же стали 09Г2С, толщина обечайки и днищ 4 мм. Корпус оснащен термоизоляцией, необходимость в которой обусловлена физическими свойствами груза: рабочая температура транспортируемого в цистерне битума - около 200°С, при  охлаждении он теряет текучесть. Высокие теплоизоляционные характеристики обеспечивает 150-мм слой минеральной ваты с внешним покрытием из нержавеющей стали толщиной 0,8 мм. При наличии такой толстой "шубы" снижение температуры битума в течение часа не превышает 4% от разницы температур окружающего воздуха и груза. Загрузка битума из резервуара в цистерну производится через наливной люк горловины, а выгрузка - самотеком. На магистрали слива в задней части цистерны имеется донный клапан с дистанционным управлением, шаровой запорный кран и устройство для присоединения термостойкого сливного рукава. Цистерна комплектуется необходимыми для ее эксплуатации термометром, указателем уровня налива нефтепродуктов и прочими измерительными приборами. Снаряженная масса битумовоза составляет 8400 кг, полная - 35 700 кг. При максимальной загрузке на четырехосную тележку приходится масса 26 000 кг.
9.jpg
Все четырехосники производства ЗАО "Сеспель" комплектуются осями BPW (модель ECO plus). Первая и четвертая оси - подъемные, они автоматически поднимаются при движении в порожнем состоянии, а задняя ось - еще и при входе в поворот. Это улучшает управляемость и повышает ходимость шин.
8.jpg
Техника оборудована двухпроводной электронной тормозной системой WABCO TEBS-E c функцией противоопрокидывания. В штатную комплектацию включено диагностическое устройство Smart Board, позволяющее контролировать давление в шинах и осевые нагрузки. Правда, представитель WABCO предупредил, что сведения по осевым нагрузкам являются приблизительными, погрешность измерений составляет 5-10%.
Четырехосный битумовоз SF4B32 - одна из самых востребованных на рынке моделей:
7.jpg
Как сообщили присутствующие на презентации представители завода "Сеспель", четырехосные модели сразу же после запуска в серию оказались широко востребованными. С начала 2016 года выпущено 60 бензовозов и 100 битумовозов, а в текущем году четырехосные полуприцепы разного назначения занимают уже около трети всей производственной программы предприятия. Сегодня ЗАО "Сеспель" выпускает полуприцепы, работающие в составе 44-тонных автопоездов для перевозки пищевых жидкостей, химических веществ и сыпучих грузов. Предприятие постоянно работает над улучшением потребительских свойств продукции. Например, в сотрудничестве с компанией BASF испытывается новый тип лакокрасочного покрытия цистерн с улучшенной глянцевой поверхностью.
6.jpg
Четырехосные полуприцепыцистерны марки "Сеспель" также выпускаются в алюминиевом исполнении. Они предназначены для перевозки светлых нефтепродуктов. Кстати, именно алюминиевая цистерна SF4338 объемом 38 м3 стала пилотным проектом для внедрения в производственную линейку четырехосных моделей. Снаряженная масса этого полуприцепа составляет 6600 кг, полная - 35 480 кг.
Без лишнего
Остается ли возможность снизить снаряженную массу полуприцепа-цистерны без применения алюминия? В "Сеспеле" отвечают на этот вопрос утвердительно и в качестве примера приводят новейшую трехосную цистерну-бензовоз SF3330 вместимостью 30 м3. Эта модель также присутствовала на презентации в Подольске. Цистерна переменного сечения изготовлена из стали 09Г2С и может иметь три или четыре отсека. Снаряженная масса полуприцепа составляет 6800 кг. Если заливать дизельное топливо плотностью 0,84 т/м3, то полная масса полуприцепа составит 32 000 кг; нагрузка на трехосную тележку - 22 400 кг, на седельно-сцепное устройство - 9600 кг.
5.jpg
Другой особенностью этойинтересной новинки является возможность частичного заполнения отсеков (у обычных бензовозов заливается только определенный объем - строго под мерную планку). Необходимость в этом может потребоваться, например, при перевозке жидкости плотностью 0,86 т/м3. Правильность частичного налива обеспечивается наличием специальных мерных линеек внутри каждого отсека - емкость сертифицирована Росстандартом как мерный сосуд.
4.jpg
Ко всему прочему цистерна SF3330 полностью отвечает Европейским требованиям к безопасной перевозке легковоспламеняющихся грузов (ADR). В конструкции присутствует защитный короб (он усиливает жесткость конструкции и предотвращение повреждения арматуры при аварии), специальные донные клапаны, исключающие пролив топлива при разрушении, заднее защитное устройство для предотвращения повреждения цистерны при ДТП. Опционально в модели SF3330 предусмотрены системы нижнего налива и электронной пломбировки. Последнее позволяет предотвратить незаконное изъятие содержимого автоцистерны при доставке от нефтебазы до АЗС.
30-кубовая цистернабензовоз SF3330 полностью соответствует требованиям ADR:
3.jpg
В общем, судя по представленным новинкам, завод "Сеспель" освоил передовые технологии и материалы. По качеству и номенклатуре он способен успешно соперничать с импортными  полуприцепами-цистернами в премиум-сегменте. Потребление топлива, несмотря на спад в экономике, не снижается, актуальна и потребность в его транспортировке. С другой стороны, государственный контрольавтоперевозок становится все строже. Исходя из этого, можно сделать вывод, что интерес к продукции завода будет только расти. Бурная дискуссия представителей компаний-перевозчиков во время презентации - лишнее тому подтверждение.
Диагностическое устройство Smart Board позволяет контролировать давление в шинах и осевые нагрузки:
1.jpg
2.jpg
Фото: 5koleso.ru
5 Колесо