← Негабаритные и опасные грузы

Сэкономили год

Программа по доставке в Тобольск негабаритных грузов для строительства крупнейшего в России нефтехимического комплекса перевыполнена. Вместо запланированных трех лет уложились в два года.

В Западной Сибири уже несколько лет строится огромный комплекс по переработке попутного нефтяного газа, производства полипропилена и полиэтилена. В перспективе это производство обещает стать крупнейшим в России. Проект реализует лидер отечественной нефтехимической отрасли - компания "Сибур".
Комплексу, который уже получил название "Запсибнефтехим", можно смело присваивать название мегастройка. Масштабы можете оценить сами - в работах так или иначе задействовано более 20 тыс. человек, число строительной техники - 1284 ед., среди поставщиков и подрядчиков компании из 35 регионов России.
Понятно, что весь этот размах подразумевает немалое количество крупногабаритных грузов, которые необходимо было доставить в Тобольск, где собственно и находится площадка "Запсибнефтехима". Специально для этого был разработан трехлетний проект по перевозке негабарита по Севморпути до Сабетты, а дальше - речным маршрутом до точки назначения. Завершиться этот проект должен был в 2018 году.
Однако, что не очень привычно для России, специалисты управились всего за два года! О том, как удалось досрочно завершить этот объемный проект, "Корабел.ру" побеседовал с представителями "Запсибнефтехима" - руководителем направления "Наземная транспортировка негабаритных грузов" Романом Максимовым и руководителем направления "Транспортировка негабаритных грузов по СМП" Вячеславом Федоровым.
- Расскажите о наиболее сложных и наиболее запомнившихся за этот период операциях по доставке грузов. Сложных с точки зрения разработки проекта перевозки, согласования логистики, крепления груза, погодных условий, перегрузки в порту.
Вячеслав Федоров: Наибольшую сложность в навигацию 2016 года представляла перевозка колонн С3-сплиттеров весом 917 тонн, длиной 106 метров и диаметром 9,8 метров. Для их перевозки использовалось судно с ледовым классом Arc4 и двумя судовыми кранами грузоподъемностью 900 тонн каждый.
Зафрахтовать судно для доставки такого груза - непростая задача, так как подходящих (для перевозки 106-метрового места весом 917 тонн) крановых судов с ледовым классом в мире всего четыре.
Данные суда нельзя зафрахтовать на споте. Обычно они имеют подписанные чартеры на 6-12 месяцев вперед. Аналогичная ситуация с фрахтованием судна для перевозки в Сабетту четырех барж весом 1200 тонн каждая при длине 89 метров. В итоге продолжительные переговоры с владельцами данных суперхэвилифт-судов завершились для "Запсибнефтехима" успешно: оба чартера были подписаны и исполнены.
Доставка ректификационных колонн:
sb5218_2.jpg
В навигацию 2017 года самым сложным грузом были бойлеры установки пиролиза длиной 20 метро, шириной 13 метров, высотой 13,8 метра и весом 360 тонн каждый. Сложность заключалась в том, что данный груз требовалось перевозить под палубой, при этом выбор крановых судов с ледовым классом и высотой трюма 14 метров - крайне ограничен. Также бойлеры имеют высоко расположенный центр тяжести. Была проведена сложная инженерная работа по разработке проектов погрузки, размещения и крепления бойлеров в трюме судна и на палубе баржи. Для полной уверенности в возможности погрузки и размещения всех четырех бойлеров в трюме одного суда морским перевозчиком по требованию "Запсибнефтехима" была специально разработана 3D-модель и выполнена 3D-симуляция всех операций.
Перегрузки оборудования в Сабетте и на рейде Нового порта производились только при благоприятных погодных условиях. При скорости (или порывах) ветра более 10 м/с грузовые работы приостанавливались по причинам безопасности. В навигацию 2017 года Сабетта не раз преподносила погодные сюрпризы: штормовая погода с порывами ветра 20-25 м/с и более - были нередким явлением. Несмотря на это, благодаря круглосуточной работе в хорошую погоду нам удалось перегрузить весь объем 2017 года на 36 барж разных проектов за 40 дней.
Доставка бойлеров:
sb5218_3.jpg
- Какую подготовительную работу пришлось провести принимающей стороне, чтобы обеспечить разгрузку в порту?
Роман Максимов: Подготовка к приему столь большого негабаритного оборудования потребовала серьезной модернизации инфраструктуры промпорта Тобольска и непосредственно маршрута транспортировки негабаритного оборудования.
Так, для обеспечения возможности выгрузки и хранения оборудования было подготовлено более 3 Га усиленного покрытия площадки промпорта, способной воспринимать нагрузку от самых тяжелых негабаритных грузов. Были построены три ростверка для установки гусеничных кранов грузоподъемностью до 1350 тонн. Проведен капитальный ремонт козлового крана г/п 320 тонн. Для обеспечения безопасного подхода барж с оборудованием были выполнены дноуглубительные работы, проведены дополнительные обследования конструкций причала и ремонт причальной стенки.
Для обеспечения дальнейшей транспортировки оборудования из порта на площадку строительства также было выполнено большое количество работ по подготовке маршрута. Так, потребовалось реконструировать более 40 ЛЭП от 0,5 до 500 кВ, множество подземных коммуникаций, усилить дорожное полотно на отдельных участках маршрута, построить объездные дороги, путепроводы и дополнительные площадки для парковки и хранения негабаритного оборудования.
Разгрузка баржи с бойлерами в промышленном порту г. Тобольска:
sb5218_1.jpg
- Как строилась работа с компаниями-перевозчиками? Это были операции "от двери до двери" или логистика разбилась на отдельные этапы?
В.Ф.: Логистика разбивалась на этапы:
1. Погрузка и морская перевозка оборудования в порт Сабетта.
2. Перегрузка в порту Сабетта.
3. Речная транспортировка из Сабетты в Тобольск.
4. Выгрузка в Тобольском промпорту.
5. Последняя миля (наземная доставка на площадку строительства).
Первые три этапа выполнял экспедитор проекта, ответственный за транспортировку по Северному морскому пути. Четвертый и пятый этапы выполнял оператор последней мили.
Доставка колонны бутена на строительную площадку:
sb5218_4.jpg
- Сколько в процентном соотношении грузов было перевезено иностранными компаниями, а сколько российскими? С какими легче работать? Или, скажем корректнее, какова специфика работы с иностранными и отечественными перевозчиками?
В.Ф.: К сожалению, российские суда с ледовым классом и требуемой для грузов "Запсибнефтехима" грузоподъемностью судовых кранов на фрахтовом рынке отсутствуют. Морская перевозка по Северному морскому пути осуществлялась судами под иностранным флагом. Речная транспортировка выполнялась исключительно российскими компаниями и флотом под российским флагом. Таким образом, доля участия российских компаний на речном участке транспортировки составила 100%. И российские, и иностранные перевозчики достаточно профессионально и ответственно выполнили свою работу. Какая-либо специфика здесь отсутствует по причине того, что и российские, и иностранные перевозчики работают по всемирно принятым в данной отрасли стандартам и проформам морских и речных чартеров.
- Доставка негабаритных грузов для компании "Запсибнефтехим" была проектом, рассчитанным на три навигации. При этом ее удалось завершить досрочно - всего в два года. Каким образом достигли таких результатов?
В.Ф.: Руководством компании было принято решение по ускорению реализации проекта. Соответственно, была поставлена задача изготовить и доставить весь груз за две навигации. Данная задача была успешно выполнена в установленный срок подразделениями МТО и логистики "Запсибнефтехима". Весь проект в целом реализуется с высокой интенсивностью.
- Означает ли это, что в следующую навигацию крупногабаритные грузы возить не придется?
В.Ф.: Весь негабарит был доставлен на площадку строительства в навигации 2016 и 2017 годов. Соответственно планов на навигацию 2018 года у компании в данный момент нет.
Фото: korabel.ru
Korabel.ru