Саудовская Аравия выступила партнером российской стороны в логистической компании PLT, которая в итоге может стать одним из лидеров рынка. Для успешного развития проекта нужно инвестировать не менее $500 млн, говорит эксперт
Государственный инвестиционный фонд Саудовской Аравии (Public Investment Fund, PIF) инвестирует в российскую логистическую компанию PLT, созданную Российским фондом прямых инвестиций (РФПИ). Соответствующее соглашение было подписано в четверг, 14 июня, в ходе визита принца Саудовской Аравии Мухаммеда ибн Сальмана Аль Сауда в Россию, сообщили РБК в пресс-службе РФПИ. На момент публикации в саудовском инвестфонде не ответили на запрос РБК.
«Инвесторы планируют нарастить портфель проектов PLT по всей стране, создав ведущего игрока на рынке логистических услуг России», — отмечают в РФПИ. В фонде не уточняют планируемые инвестиции в развитие проекта.
Владелец четырех парков
Компания PLT (ООО «Профессиональные логистические технологии») была создана РФПИ, Mubadala Development Company и другими «ближневосточными фондами» в 2016 году. Представитель РФПИ пояснил РБК, что PIF станет одним из трех основных инвесторов PLT, при этом продолжится поиск новых соинвесторов.
В текущий портфель PLT входят четыре логистических парка — в Московской области («ПЛТ-Северное Шереметьево» и «ПЛТ-Чехов»), Новосибирске и Екатеринбурге.
Комплексы в столичном регионе были выкуплены у PNK Group за $100 млн, рассказывал ранее глава РФПИ Кирилл Дмитриев. Проект в Новосибирске участники рынка оценивали в 2,5–2,9 млрд руб., еще в 1,2–1,3 млрд руб. мог обойтись парк на Урале.
Сейчас под управлением PLT — 500 тыс. кв. м. Представитель РФПИ пояснил, что PLT планирует увеличить портфель до 2–3 млн кв. м логистических площадей. Ранее у компании были более скромные планы. Весной 2016 года в РФПИ заявляли, что планируют увеличить площадь складов в собственности до 1 млн кв. м.
РФПИ и инвестфонд Саудовской Аравии договорились о совместных инвестициях в российские проекты еще в 2015 году: в рамках партнерства фонд планировал вложить $10 млрд «преимущественно» в проекты на территории России в течение четырех-пяти лет. Приоритетными секторами назывались инфраструктура, сельское хозяйство, медицина, логистика, ретейл, недвижимость. В частности,
саудовские инвесторы вместе с РФПИ и Mubadala Development в октябре прошлого года договорились инвестировать 13 млрд руб. в Объединенный транспортный концессионный холдинг.
Фонд также участвует в проекте по строительству технопарка «Ростех-Сити», в рамках которого планируется строительство более 1 млн кв. м площадей (включая офисный парк класса А и жилую недвижимость, а также рекреационно-парковую зону) на территории Тушинского аэродрома на северо-западе Москвы.
Хороший момент для развития
Крупнейшие игроки на российском рынке складской недвижимости — британская Raven Russia и MLP (входит в группу «Сафмар»), под управлением у этих компаний по 1,8 млн кв. м площадей. Среди крупнейших инвесторов в склады России в Colliers International также называют компании UFG Real Estate, Ghelamco и Hines.
Гендиректор «А Плюс Девелопмент» Петр Гавырин отмечает, что для эффективного развития на логистическом рынке нужно инвестировать не менее $500 млн.
«Сейчас достаточно хорошее время для прихода на этот рынок институциональных инвесторов. Основной спрос сейчас формируется со стороны электронной коммерции, прежде всего в городах-миллионниках. Туда и нужно инвестировать»,
— говорит Гавырин.
По данным JLL, общее предложение складских объектов в России по итогам 2017 года составило 28 млн кв. м, причем 60% из него сосредоточено в Москве. По данным компании, объем свободных площадей в регионах составляет 4%, в Москве он заметно выше — на конец прошлого года пустовало 8,4% столичных складов.
Спрос на склады в российских регионах за прошлый год, по данным Colliers International, вырос на 47%, в Москве и Санкт-Петербурге этот показатель остался примерно на уровне 2016 года. Инвестиции в склады финансово оправданны, поскольку доля свободных складских помещений в России сокращается при стабильно высоком спросе, говорит управляющий партнер Colliers International Николай Казанский. «Большая часть крупных складских комплексов заполнена полностью, что обеспечивает собственникам стабильный арендный поток», — говорит Казанский.