В Новосибирске Сибирская ассоциация автомобильных перевозчиков (СААП) провела семинар об использовании телемедицины при проведении предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей.
В мероприятии приняли участие руководители компаний, разрабатывающих и реализующих оборудование и программное обеспечение для проведения медосмотров с использованием телемедицины, директора транспортных компаний.
Открыл семинар президент СААП Вячеслав Трунаев. Он напомнил, что для обеспечения безопасности дорожного движения очень важно, чтобы водитель прошел предрейсовый медицинский осмотр, что транспортные компании заинтересованы в том, чтобы медосмотр был не формальным, а реальным.
В России ряд компаний уже занимаются автоматизацией процесса проведения предрейсовых и послерейсовых медосмотров. Среди них, например, томская фирма «ЮМССофт». Как рассказала коммерческий директор «ЮМССофт» Наталья Скляр, компания занимается автоматизацией медосмотров с 2014 г., производит оборудование для таких осмотров (аппаратный комплекс «Шлюз»). В планах – создать сеть пунктов, в которых будут размещены терминалы для прохождения предрейсовых медосмотров.
О своем опыте участникам семинара рассказал и другой разработчик систем телемедицины в России — группа компаний «Телемедик». По словам председателя совета директоров ГК «Телемедик» Юрия Фисенко, сейчас во многих регионах России работают программно-аппаратных комплексы «Телемедик», с помощью которых водители дистанционно проходят предрейсовый медосмотр.
С помощью таких комплексов водители самостоятельно замеряют давление и пульс. Каждый человек идентифицируется с помощью видеокамеры. Медик – а он может находиться за тысячи километров – дистанционно контролирует полученные данные и принимает решение о допуске водителя к работе, ставит свою электронно-цифровую подпись. Если показатели здоровья отличаются от нормативных, медик направит такого человека на дополнительное освидетельствование в ближайшую больницу. По его результатам врач может выдать заключение о том, что «рабочее» давление у этого человека отличается от нормативного и указанные данные будут внесены в программу.
Заместитель генерального директора транспортной компании «Лонгран Логистик» Алина Атланова рассказала участникам семинара об опыте дистанционного контроля здоровья водителей:
«В Новосибирске у нас около 300 грузовых автомобилей. Почти год мы тестируем оборудование для дистанционного прохождения предрейсового медосмотра. Какие проблемы помогает нам решить применение телемедицины? Несмотря на то, что у нас большой парк, открыть собственный медкабинет было бы долго и дорого. Проведение медосмотров в медицинском центре приводит к тому, что водители отрываются от работы на один-три часа, а время для нас критично. Установив оборудование для дистанционного медосмотра, мы сократили время, которое тратится на осмотр, до 30 минут. Сам осмотр обходится нам дешевле, чем в клинике. Срок окупаемости оборудования составляет от полугода до года (в зависимости от количества водителей)».
По словам Алины Атлановой, за год компания лишь однажды столкнулась с тем, что сотрудник ГИБДД, увидев вместо обычной подписи врача электронную цифровую подпись (ЭЦП), выписал штраф за якобы отсутствие медосмотра. В суде компания выиграла дело — медосмотр может заверяться ЭЦП.
Слушатели семинара – а это были в основном директора транспортных компаний, представители других предприятий, на балансе которых есть транспортные средства – задали производителям и разработчикам оборудования немало уточняющих вопросов. В частности, интересовались диапазоном цен на оборудование, условиями, при которых цена может быть снижена, возможностью повторного проведения обследования водителя, если он сразу не прошел тестирование.
В мероприятии также принял участие руководитель филиала ФБУ «Росавтотранс» Андрей Пак. По его словам, использование телемедицины при проведении предрейсовых медосмотров — тема очень перспективная, за ней будущее.
Фото: Ильнар Салахиев