Производители продуктов попросили правительство перенести индексацию тарифа «Платона» на февраль следующего года. Они предупреждают о возможном росте цен на продукты и других негативных последствиях.
С 1 июля тариф «Платона» поднимется на 14 копеек и составит ₽2,04 за один километр. В феврале 2020 года стоимость проезда по федеральным трассам снова повысится соразмерно уровню инфляции, и в будущем индексация станет ежегодной – её график составлен на 3 года вперёд.
СМИ сообщают, что бизнес обеспокоен грядущим повышением и считает его несвоевременным. В минувшую среду представители отраслевых объединений – Национального союза экспертов в сфере транспорта и логистики, Национальной мясной ассоциации, Союза производителей безалкогольных напитков и минеральных вод, Ассоциации компаний розничной торговли и Российского зернового союза – направили главе правительства Дмитрию Медведеву обращение, в котором попросили перенести повышение тарифа на будущий год.
По мнению предпринимателей, июльская индексация существенно усилит нагрузку на бизнес и повлечет серьезные негативные последствия.
Повышение ставки может привести к росту «серого» сектора и различным спекуляциям на рынке автомобильных грузоперевозок, а также к повышению цен на продукты повседневного спроса.
Чтобы этого избежать, предприниматели призывают правительство сообщать об индексации тарифа заблаговременно, как минимум за год. В таком случае грузоотправители успеют заложить издержки в бюджет, а перевозчики – изменить стоимость услуг.
Для подписавших обращение владельцев бизнеса наиболее приемлемым вариантом видится более существенное, но единоразовое повышение тарифа – на 30 копеек в феврале 2020 года. Тогда грузоотправители смогут пересогласовать контракты с перевозчиками.
Корреспонденты РБК обратились в пресс-службу правительства РФ и узнали, что по состоянию 20:00 26 июня такого обращения в проработке не находится. При этом сообщается, что представители как минимум трех отраслевых объединений подтвердили подлинность информации об отправленном обращении. Оператор «Платона», компания РТИТС комментировать ситуацию не стала.
Подорожают ли продукты?
Президент Межотраслевого экспертного совета по развитию грузовой автомобильной и дорожной отрасли (МОЭС) Борис Рыбак уверен, что роста цен на продукты ожидать не стоит, потому как расходы перевозчиков увеличатся на доли процента.
— На нас с вами это никак не скажется, – цитирует Рыбака «Комсомольская Правда». – После введения исходного тарифа 1,5 рубля проводили много исследований. Его повышение никак не сказывается на стоимости конечной продукции. «Платон» пытались представить катастрофой, но ее не произошло. Если цены повысятся, то виноват будет точно не «Платон».
С ним согласна Светлана Воронцова, вице-президент группы компаний «Транспортная интеграция». Она уверена: если рост и будет, то совсем незначительный. По её словам,
стоимость грузоперевозок возрастет на 1-3%: высокая конкуренция в отрасли не позволит перевозчикам переложить такие незначительные затраты на потребителя.
Но директор по маркетингу компании «Pony-Express» Давид Шамаев считает иначе:
— Кажется, что 14 копеек – это очень маленькая сумма. Но если умножить на километрах всех грузоперевозок по трассам – это достаточно много. Пока мы не прогнозируем серьезного повышения – 3%, максимум 5%. Но рост тарифов «Платона» может заставить клиентов переориентироваться на железную дорогу, где ниже себестоимость, – рассказал он «Комсомолке».
Стоит отметить, что одновременно с индексацией «Платона» 1 июля закончится действие постановления правительства о сдерживании роста цен на топливо.
Эксперты расходятся во мнениях: кто-то считает, что стоимость горючего вырастет незначительно, а некоторые уверены, что цены на бензин и дизель пробьют психологическую отметку в 50 рублей.
— Это может сказаться на рынке куда сильнее <чем индексация «Платона»>, – приводит Regnum слова ведущего специалиста по международному экспедированию ТК «Даксер» Дмитрия Запорожца. – В этой связи изменение тарифа системы «Платон» кажется несвоевременным решением, и идея о переносе индексации тарифов на 1 февраля 2020 года в связи с этим будет более правильной. В любом случае больших изменений в деятельности транспортных компаний не произойдёт, однако стабильная среда более благоприятна для рынка.