← Автомобильные грузоперевозки

«В дальнобой чаще всего идут от безысходности»: сколько зарабатывает водитель-экспедитор

Водитель-экспедитор из Перми рассказал, насколько работать дальнобойщиком выгоднее, чем учителем, почему ДТП для него бывают не только опасны, но еще финансово обременительны и где худшие дороги в России.

Выбор профессии

У меня высшее педагогическое образование по профилю «История». Я с детства любил читать. Многие книги, которые мне нравились, основаны на реальных событиях, например романы Сабатини и Скотта. Поэтому я заинтересовался историческими источниками. Еще одной причиной стали компьютерные игры: серия Total War, «Цивилизация» и «Казаки». Сомнительный способ изучать историю, но если уж увлекаться играми, то лучше такими.

Сдав ЕГЭ, я пошел в вуз, в котором проще всего было пройти на бюджет, — в педагогический университет. Через год понял, что учеба оставляет чувство бесполезного времяпрепровождения, и перевелся на заочку. От военной службы меня освободили из-за полученного на тренировке перелома голени: чтобы соединить кости, поставили титановую пластину, а с чужеродным предметом в армию не берут. При этом никаких ограничений по физической активности и спорту нет. И я устроился на завод грузчиком.

Параллельно мне удалось получить удостоверение машиниста бульдозера — на категорию B и C я сдал еще в школе: думал, пригодится в армии. Через год увлекательной работы с лопатой и кувалдой я перешел на более интересную должность слесаря по ремонту тяжелой техники.

Ванильной мечтой детства для меня был собственный грузовик, лучше не один, а целая транспортная компания. И в 2014 году я купил тягач марки Камаз. Потратил на него свои накопления — 150 тысяч рублей, еще 350 тысяч взял в кредит.

После этого я получил категорию E, которая дает право управлять транспортным средством с прицепом: это может быть легковая машина, грузовик или автобус. Обучение проводится в обычных автошколах, в России оно мало отличается от обучения вождению легкового автомобиля. Хотя, например, в Финляндии водители автопоезда учатся гораздо дольше. У нас же расчет на то, что тебя всему обучит работодатель, но на деле мало кто этим занимается.

Чтобы сдать экзамен в ГИБДД, раньше нужно было просто отучиться в автошколе и принести коньяк инспектору. Теперь экзамен серьезнее: билеты, езда на площадке и в городе. Проблема в том, что все это время ты ездишь на маленьком ГАЗе с тракторным прицепом. Естественно, никакого отношения к реальной работе на фуре это не имеет.

На тягаче я мог зарабатывать в сезон около 50 тысяч в месяц за вычетом топлива.

Расценки тогда были такие: 1000 Р/час при работе по городу либо почти 60 Р/км при поездках между городами. Например, от Перми до Соликамска 200 км, то есть стоимость такого рейса — 12 000 Р. Это очень хорошие суммы.

Но тягач был старше меня, я постоянно занимался его ремонтом, на запчасти и кредит ежемесячно тратилось около 20 тысяч. А зимой можно было неделями стоять без заказов. Так что я проработал на нем всего сезон и продал за 150 тысяч рублей. Очень устал от этой машины, хотелось просто поскорее от нее избавиться.

Немного погрустив, я решил сменить сферу деятельности, вспомнил про свою профессию и устроился в школу. Дети были рады увидеть молодого преподавателя, а не классическую училку. Учитель, который с ними на одной волне, смотрит Ютуб и играет в игры, был для них разрывом шаблона. Но через полгода я бросил эту работу из-за низкой зарплаты: мне платили около 12 тысяч рублей. Нагрузка была всего 19 часов в неделю, но это все равно крайне мало за целую ставку.

Честно говоря, из школы в дальнобой я попал случайно. Главным критерием стал уровень зарплаты и «возможности для роста и развития». Из-за отсутствия опыта меня никуда не брали. Пришлось говорить на собеседовании, что опыт был, но я работал неофициально. Работодателя устроил тот факт, что я умею управлять «большими машинками», тем более что в этой сфере очень большой дефицит кадров.


Место работы

Я работаю в одной из крупнейших транспортных компаний России: у нее больше тысячи автопоездов. Компания занимается перевозкой самых разных грузов. К примеру, в Москву фура может везти медную проволоку или строительные смеси, а из Москвы — шины «Мишлен». Часто мы выполняем заказы крупных компаний — «Метро», «Озона», Икеи. Хорошо развиты международные перевозки в Китай и страны Европы.

Зарплата полностью белая, есть оплачиваемые отпуска и больничные.

Суть профессии

Я перевожу грузы по стране на автопоезде, или еврофуре. В автопарке нашей компании в основном Вольво Эф-эйч, это один из лучших грузовиков, конкуренцию ему могут составить разве что машины другого шведского производителя — «Скании». Средняя стоимость нового тягача — порядка 7 миллионов рублей, а прицепа — от 2 до 4 миллионов.

В кабине своего тягача я могу встать в полный рост — 186 см. Там есть две кровати, холодильник и много ящиков для вещей. А в кабинах американских траков, например, может оказаться даже целая комната.

На дальнобое обычно используют полуприцепы двух видов: шторный — это тентованный прицеп, который открывается сзади, сбоку и сверху, и рефрижератор — прицеп с поддержкой температурного режима для перевозки продуктов питания. Длина таких полуприцепов — 13 или 16 метров.

Автопоезд гораздо больше и тяжелее, чем легковое авто, но и скорость движения ниже. Нам нужно контролировать все изменения дорожной ситуации. Почти в каждой машине есть рация, которая может помочь в некоторых случаях. К примеру, по ней могут предупредить о том, что впереди стоит аварийка или ходит лось.

Истории о взаимовыручке на трассе случаются все реже. Тут никакой романтики: выдернуть зимой кого-то забуксовавшего, поделиться домкратом, помочь с заменой колеса. 

Многие справедливо опасаются останавливаться, так как в таких случаях ты рискуешь деньгами и жизнью. Поэтому водители останавливаются только на охраняемых стоянках и все равно спят «с открытым глазом».

Существует и некая «романтика больших дорог»: приятно ехать по живописным местам, природа у нас довольно красивая. Я больше всего люблю работать осенью и весной: дороги еще не завалены снегом, нежарко. В каждой машине есть климат-контроль, но жару я не люблю, к тому же солнце сильно старит кожу.

По моему мнению, в дальнобой чаще всего идут от безысходности.

В основном на такую работу устраиваются потому, что в провинции это одна из немногих возможностей заработать. Иногда водители по два месяца живут в кабине, вдали от дома и семьи. Кто-то привыкает, но, как по мне, это сложно назвать полноценной жизнью.

У водителей в возрасте, коих подавляющее большинство, нередки проблемы с сердцем. Также бывают проблемы со спиной и органами таза: работа преимущественно сидячая. И в целом сложно поддерживать свое здоровье. Хотя я лично знаю дальнобойщиков, которые возят с собой гири и гантели и следят за питанием, но это все же исключение из правил.

Рабочий день

Я работаю в новом направлении грузоперевозок, оно называется «Грузопровод». В отличие от обычного рейса, когда водитель сам грузит машину, оформляет документы и едет до точки выгрузки, мы занимаемся только перевозкой груженого полуприцепа по маршруту. Схема выглядит так: маневровый тягач занимается погрузкой, разгрузкой и оформлением, а водители курсируют между городами, передавая прицепы друг другу. Это позволяет увеличить скорость доставки практически в два раза. При этом мы, водители, всегда недалеко от дома, это очень удобно.

Я вожу грузы из Перми в Екатеринбург или Ижевск и в тот же день возвращаюсь. Расстояние примерно одинаковое: 350 км до Ижевска, 375 — до Екатеринбурга. Маршруты сформированы таким образом, чтобы не нарушать режим труда и отдыха водителей. У нас эти нормы появились не так давно, но последние несколько лет в России в каждом автопоезде обязательно устанавливается тахограф, который фиксирует время в пути и время отдыха.

Дорога в одну сторону занимает 4,5 часа, в пункте назначения необходимо сделать перерыв 45 минут. Можно поесть, поспать, почитать или сделать зарядку. 

Затем тебя меняет напарник и груз продолжает движение, а ты возвращаешься домой. 

За месяц наш автопоезд проходит около 40 000 км — по 10 000 км на водителя.

В нашей компании удобный график, который в первую очередь зависит от пожеланий экипажа. Самые распространенные варианты — это 2/2 или 4/4. Я работаю 2/2. Дневные и ночные смены чередуются, у всех получается равное количество тех и других. У меня они начинаются в полдень или в полночь и длятся около 12 часов.

Самое сложное в ночных сменах — это ограниченная видимость и физиологическая потребность во сне, но и с тем и с другим в принципе можно справиться. На новых авто очень хорошее освещение. Со сном же борются по-разному, лучший способ — это отдых перед сменой. Лайфхаков для ночной работы не очень много — и большинство не работают: громкая музыка и открытое окно не решают проблемы. Если по дороге очень захотелось спать, то лучший вариант — это, как ни странно, поспать или сделать зарядку. У нас практически всегда достаточно времени в запасе, и по дороге можно сделать небольшой перерыв.

Радио перестает ловить почти сразу после выезда из города, поэтому я пользуюсь телефоном, подключенным к аудиосистеме по блютусу. Слушаю музыку на «Яндекс-музыке» и лекции в приложении «Арзамас», а также стримы на Ютубе. Некоторые водители любят аудиокниги, но я не из их числа.

Зимой во время снегопадов наши дорожные службы не успевают чистить дороги, в горах Урала скапливаются пробки, в которых можно простоять несколько часов. Правда, это бывает крайне редко. В такой ситуации фуре навстречу отправляется другая машина, чтобы график не смещался и груз был доставлен вовремя. К тому же мы стараемся работать с запасом времени на случай подобных моментов.

Лучшие дороги, по моему водительскому опыту, в Татарстане, а на нашем маршруте — на участке Пермь — Екатеринбург. А самые убитые — в Удмуртии и на некоторых участках в Пермском крае.

Случай

В некоторых фирмах есть страхование жизни и ответственности. У нас такого нет, так что если в дороге случается авария, то сумму ущерба, которая может достигать сотен тысяч рублей, приходится выплачивать водителю.

За год работы я уже успел попасть в ДТП, благо оно было не слишком серьезным и обошлось без пострадавших. После этого мне навстречу отправили маневровый тягач, я передал ему прицеп и вернулся на поврежденной машине на базу, а груз продолжил движение.

Наша компания не страхует машины по каско, видимо в целях экономии. Такая политика — один из главных минусов нашей работы. Ремонт машины лег на меня, договорились на ежемесячные выплаты из зарплаты.

Доход

В месяц я получаю 45—50 тысяч рублей, это не самый плохой заработок для нашего региона.

Если верить очень оптимистичной официальной статистике за 2018 год, средняя зарплата в Пермском крае — в районе 33 тысяч рублей, но на деле многие высококвалифицированные специалисты получают гораздо меньше. У нас же водителям платят 50—70 тысяч рублей. В других компаниях примерно та же ситуация.

В нашей компании для водителей есть система категорий, размер зарплаты сильно зависит от нее. Категорий четыре: высшая, первая, вторая и третья. Третья — это в основном стажеры, там зарплата самая низкая. Большинство водителей работают по второй категории, я в том числе. Со стажем и хорошими показателями дают первую. Высшая категория — это международники.

При грамотной экономичной езде зарплата растет на 15%. Есть нормы расхода бензина, например при грузе в 20 тонн это 32 литра на 100 км. Но часто можно обойтись 29 или 28 литрами — если плавно разгоняться и правильно выбирать передачи и скорости. Тут многое зависит от дороги: при езде по горам, скажем, сэкономить не получится.

Денег, конечно, много не бывает, но сейчас мне скорее хватает — подработки я не беру. Свободное время провожу в свое удовольствие: гуляю по парку, катаюсь на велосипеде, читаю, играю в игры и устраиваю сериальные марафоны.

Расходы

Больше всего я трачу на еду: около 10 тысяч рублей в месяц. Хлеб, молоко и овощи покупаю каждый день в магазинах рядом с домом. При помощи приложения «Едадил» слежу за скидками в супермаркетах и беру некоторые продукты сразу в больших количествах про запас — например чай и кофе. Но в принципе я не экономлю на качестве еды, просто не покупаю лишние продукты, такие как сладости или колбаса. Не люблю ходить в дешевые супермаркеты типа «Магнита» и «Пятерочки»: те, что находятся поблизости, скорее напоминают склад, причем не самый аккуратный. А небольшая выгода в цене не компенсирует не очень высокое качество товаров и довольно скудный ассортимент.

6000 рублей в месяц уходит на кредит: я немного побаловал себя, купил компьютер с актуальным железом. Брал 70 тысяч на два года. Кредит планирую закрыть уже сейчас, не вижу смысла растягивать платежи еще на год. На одежду, книги и игры я трачу примерно 3000 рублей в месяц. Книги беру на «Лабиринте», игры — в «Стиме». Столько же уходит на транспорт: своей машины у меня нет, езжу на трамваях и такси.

На медицину тратим немного, только на лекарства для папы: он в прошлом году перенес инфаркт и теперь проходит курс реабилитации. Это примерно 2 тысячи в месяц.

Еще 447 рублей я плачу за подписки: 99 Р — за «Яндекс-музыку», 149 Р — за «Арзамас», 199 Р — за «Ютуб-премиум».

Хотя бы 20% зарплаты стараюсь откладывать.

Экономия

Одежду я предпочитаю заказывать на распродажах в зарубежных интернет-магазинах: Asos, Yoox, Farfetch. Так мне удается здорово сэкономить, например, на покупке обуви: New balance 1500 на Yoox повезло взять за 4000 Р вместо 15 000, поскольку там остался последний размер — и как раз мой. А ботинки Timberland я купил за 5000 Р вместо 12 000. Конечно, чтобы так экономить, нужно мониторить скидки и распродажи, но сейчас это довольно просто: уведомления приходят на почту и в Телеграм. Из масс-маркета предпочитаю H&M и Pull & bear, но тоже преимущественно распродажи.

Раньше я снимал однокомнатную квартиру в спальном районе, платил 12 000 Р в месяц плюс еще 3000 Р за коммунальные услуги. Но мне не очень там нравилось, в первую очередь из-за отсутствия стадионов и турников: рядом была только пара фитнес-клубов сомнительного качества. За такую цену можно снять квартиру практически в центре города, где гораздо больше развлечений и возможностей для занятий спортом.

Недавно мы с девушкой переехали жить к моим родителям. Решение вернуться было сложным, но оно временное — чтобы была возможность быстрее накопить на свое жилье. Если верить «Авито», однушка в новом доме на разумном удалении от центра стоит около 1 800 000 Р, студия — около полутора миллионов, а комната — примерно миллион.

Скорее всего, постараюсь взять полноценную квартиру. Но что-то мне подсказывает, что, накопив какую-то часть, я не выдержу и поеду в Англию на домашний концерт «Мьюз».

С родителями я рассчитываюсь по-разному, чаще всего мы просто обсуждаем, что купить, и прикидываем, по сколько скинуться. Раз в месяц стараюсь переводить тысяч пять на оплату коммуналки.

Финансовая цель

Хотя сейчас моя цель — собственное жилье, я не уверен, что хочу брать квартиру в Перми, поэтому оформлять ипотеку не спешу.

Мне нравится мой город, здесь есть возможности и для карьерного роста, и для собственного дела, но иногда появляется желание просто сменить обстановку, и переезд кажется неплохой идеей. Многие жители Урала постоянно думают о том, чтобы перебраться на юг: все-таки климат у нас не самый благоприятный.

Будущее

Я работаю водителем-экспедитором уже год, и в целом это дело меня, можно сказать, устраивает. Но если появится возможность сменить занятие на что-то более интересное, то точно не буду сомневаться.

Я стараюсь получать новые знания, прохожу курсы на «Курсере», смотрю видеоуроки на Ютубе. Раньше немного интересовался айти, но написание калькулятора сложно назвать программированием, поэтому особых иллюзий насчет карьеры в этой сфере не питаю. Гораздо больше меня интересуют родные мне гуманитарные дисциплины: история, политология, социология. По ним материалов очень много: это и литература, и лекции, и различные стримы.

Мне бы хотелось найти более творческую работу, но назвать что-то конкретное сложно, потому что о себе я с уверенностью могу сказать только одно: «Будучи человеком увлеченным, но непоследовательным, он знал много бесполезных, но интересных вещей».

Возможно, получится так, что вернусь в школу.

Может быть, удастся как-то продвигаться на своей работе. Впрочем, учитывая развитие технологий, вполне вероятно, что профессия водителя, как и многие другие, в течение ближайших десятилетий либо претерпит значительные изменения, либо исчезнет вообще.

Ксения Донская