← Автомобильные грузоперевозки

Фура вне закона

Фото: zen.yandex.ru

Мало кто знает, но с некоторых пор движение по определенным участкам дорог для большегрузных автомобилей, тех, что в просторечии называют фурами, не совсем укладывается в существующие Правила Дорожного Движения.

Можно ли перевозить груз на автомобиле, предназначенном для этого, и не нарушать существующих правил? Чем это может закончиться? И как любой водитель грузовика может оказаться за решеткой? О несовершенстве российского законодательства, ограничениях для грузовых автомобилей и своем опыте взаимодействия с государством рассказывает Вадим Бункевич. 

Часть первая: скучная

Фура - автопоезд, состоящий из седельного тягача и полуприцепа.

Данный автопоезд предназначен для перевозки грузов. Данное транспортное средство выпускается серийно, прошло все необходимые сертификации, получило все разрешительные документы и допущено для участия в дорожном движении.

В среднем, вес тягача и полуприцепа в сумме 15 тонн, но это без груза.

В соответствии с требованиями Постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 N 272 (ред. от 12.12.2017, с изм. от 22.12.2018) "Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом". Загрузить такое транспортное средство, в зависимости от количества осей, можно до максимальной массы:

  • трехосные 28 т.
  • четырехосные 36 т.
  • пятиосные 40 т.
  • шестиосные и более 44 т.

Часть вторая: поучительная

Вопрос: Как должен поступить водитель грузового транспортного средства ( фура ), в соответствии с ПДД, с фактической массой 40 тонн, если на пути следования установлен данный дорожный знак?

Вариант 1. Продолжить движение с нарушением ПДД;

Вариант 2. Прекратить дальнейшее движение в соответствии с требованиями знака 3.11.

ПДД РФ, Приложение 1. Дорожные знаки. 3. Запрещающие знаки

3.11 "Ограничение массы". Запрещается движение транспортных средств, в том числе составов транспортных средств, общая фактическая масса которых больше указанной на знаке.

Если Вы выбрали Вариант 1, Продолжить движение с нарушением ПДД, то это, разумеется, неправильный ответ.

Наказание за нарушение требований знака 3.11 предусмотрено в ст. 12.21.1 КоАП РФ. А именно, по части 11 статьи считается нарушением ПДД, если масса автомобиля больше запрещающего знака, то водитель может быть оштрафован на сумму 5000 рублей. В том случае, когда грузоотправитель заведомо указывает недостоверные сведения о грузе и его массе, это может быть предметом нарушения по части 8 и 9 статьи 12.21.1, если это повлекло наступления последствий обнаружения иных нарушений. В частности, нарушениями может быть несоответствие массы груза допустимой массе автомобиля в процентном соотношении, выявление которого произошло в ходе взвешивания сотрудниками ДПС. В данном случае ответственность будут нести те граждане, должностные лица и организации, которые являются собственниками автомобиля. Суммы штрафов могут быть различными вплоть до 400000 рублей по ч. 9 ст. 12.21.1 для организаций.

Косых Татьяна Адвокат. Реестровый номер № 50/8948 Адвокатской палаты Московской области.

Источник: https://avt-yurist.ru/zapr-znaki/znak-3-11-ogranichenie-massy.html

Часть третья: трагическая

Суд арестовал водителя грузовика, под которым рухнул мост в Приморском крае

В Приморье арестован на два месяца водитель фуры, под которой рухнул мост у села Осиновка.

Напомним, инцидент случился 26 октября. Сообщалось, что большегруз, вес которого не выдержал мост, также придавил легковой автомобиль. Водитель фуры не пострадал, а водитель и пассажир легковушки погибли.

Отмечалось, что инцидент случился из-за превышения максимально допустимого веса фуры в полтора раза. При этом, по версии следствия, водитель проигнорировал указание дорожного знака 3.11 ("Ограничение массы"), установленного перед въездом на мост.

В отношении 49-летнего мужчины следователи возбудили уголовное дело по статье "Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности смерть двух лиц.

Фото: © VK//Новосибирская служба эвакуации «АСТ-54»

Печальная история. Погибли люди. Виновный установлен и взят под стражу.

И вроде бы все понятно, НО!

Часть четвертая: реальная

Остается Вариант 2. Прекратить дальнейшее движение в соответствии с требованием знака 3.11.

Вот тут и возникают вопросы: А что делать дальше? Ждать когда мост отремонтируют и снимут ограничение? Сколько? Год, два? Двигаться задним ходом до ближайшего перекрестка с целью развернуться? Но ведь это так же является нарушением правил. Развернуться! Но даже если это и удалось, то что? Ехать в объезд! Но только куда?

Фото: Вадима Бункевича, 13.10.19, трасса М-7, Набережные Челны.

Способ введения ограничений изначально вынуждает водителя двигаться под запрещающий знак, так как запрещающие знаки устанавливаются непосредственно перед участком ограничения и нет никаких предварительных знаков или указателей, которые могли бы предупредить водителя о запрете движения заранее и дать ему возможность изменить маршрут движения.

Хотя, какое изменение маршрута?

Как там в Приморье: водитель проигнорировал указание дорожного знака 3.11 ("Ограничение массы"), установленного перед въездом на мост?

Еще весной 2019 года на северной стороне объездной дороги города Екатеринбург, таких ограничений было пять. Сейчас осталось только одно в 24 тонны; получается, по ЕКАД ехать нельзя. Через город транзитным грузовикам нельзя в принципе. Как объехать город?

Екатеринбург - Пермь. Мост на 282 км. трассы. Ограничение 24 тонны. Возможности объезда нет.

Пермь - Ижевск. Только до Большой Сосновы три сооружения с ограничениями. Одно 24 тонны, другое 27 тонн, а на 395 км. трассы ограничение 21 тонна. Разумеется, возможности объезда нет.

И это все федеральные трассы, за проезд по которым взимается плата по системе "Платон".

Если от Большой Сосновы свернуть с федералки до Воткинска, то еще два ограничения по 30 тонн и два ограничения по высоте в 3.5 метра. А высота фуры 4 метра.

Ограничения высоты введены под провисающими проводами высоковольтной линии непосредственно у железнодорожного переезда, вероятно для того, чтобы избежать поражения электрическим током. Наличие железнодорожных путей подразумевает движение по ним железнодорожного транспорта. Но вот что интересно, ограничение по высоте установлено только для автомобилей, а для железнодорожного транспорта ограничений никаких нет, хоть и провода одни и те же.

Или электрический ток опасен только для автомобилей? Или железнодорожный транспорт стал ниже автомобильного? Так и хочется сказать: А ПРОВОДА НАТЯНУТЬ-ТО НЕ ПРОБОВАЛИ?

Аналогичная ситуация с высотой при движении из Екатеринбурга в Новосибирск. Кстати, единственная дорога.

3.13 "Ограничение высоты". Запрещается движение транспортных средств, габаритная высота которых (с грузом или без груза) больше указанной на знаке.

Как там в приморье: Водитель проигнорировал указание всего лишь одного дорожного знака 3.11 ("Ограничение массы"), установленного перед въездом на мост?

При движении от Екатеринбурга в сторону Москвы через Пермь и Воткинск, а это один из основных маршрутов движения грузовиков к столице Урала, игнорировать подобные ограничения водителю приходится около десяти раз, это только за одну смену, за 10 часов, на участке в 650 км.

Напомню: Вес загруженной фуры достигает 40 тонн, а высота 4 метра.

Как там в Приморье: мост рухнул всего лишь под одной фурой?

Фото: Вадима Бункевича, 12.10.19 года, трасса М-7, 582км, мост через реку Сура.

На мосту через реку Сура на федеральной трассе М-7 может оказаться 5-7 грузовиков одновременно, а между ними может затесаться и пассажирский автобус, разумеется с людьми. И суммарно это может быть и 100 и 200 тонн, а на знаке только 15 тонн. Цифра не пугает? А если под этим весом мост рухнет? Сколько человек рискуют своими жизнями, того не подозревая? А 15 тонн – это вес пустой фуры.

Хочу заметить, что через данный мост грузовики проходят сотнями в час, так как трасса М-7 является, наверное, основной и самой загруженной. То есть, выражаясь официальным языком, водители массово игнорируют требование знака 3.11 ("Ограничение массы"),

Как там в Приморье: водитель проигнорировал указание дорожного знака 3.11 ("Ограничение массы"), установленного перед въездом на мост.

А какие у него были еще варианты, если это единственная дорога и вариантов объезда просто нет? Какие варианты есть у водителей грузовиков, двигающихся по основным трассам России? Какие варианты есть у водителя автобуса, который следует по установленному маршруту по участку, где масса автобуса превышает указанную на знаке?

Отказаться от поездки и высадить пассажиров? А может развернуться и уехать в обратном направлении? Что должен делать водитель фуры? Остановиться перед мостом и преступить к разгрузке?

Фото: Вадима Бункевича, 21.10.19, трасса М-7, 230 й км.

3.12 "Ограничение массы, приходящейся на ось транспортного средства". Запрещается движение транспортных средств, у которых фактическая масса, приходящаяся на какую-либо ось, превышает указанную на знаке.

Данное сочетание знаков установлено между Нижним Новгородом и Владимиром. Тут про грузовики даже и не будем вспоминать. Автобус большой вместимости при полной загрузке имеет нагрузку на ведущую ось до 11,5 тонн. По логике, между Нижним Новгородом и Владимиром, в соответствии с требованиями данного дорожного знака, движение таких автобусов необходимо вообще запретить.

Получается, игнорирование данных знаков входит в обязанности водителей грузовиков, а в некоторых случаях и водителей автобусов.

Тогда какие вопросы к водителю фуры, под которой в Приморье рухнул мост? Двигаясь под запрещающий знак, он совершал процедуру, привычную и для него, и для каждого другого водителя большой машины.

Что должен делать водитель в данной ситуации? Как он должен поступить? Кто даст вразумительный ответ?

Часть пятая: официальная

Именно пытаясь понять, что должен делать водитель в данной ситуации, я обратился в очень уважаемую государственную структуру, а именно в администрацию президента Российской Федерации. И получил такой ответ: 

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ДОРОЖНОЕ АГЕНТСТВО (РОСАВТОДОР) Бочкова ул., д. 4, Москва, 129085 Телефон: (495) 687-88-40, факс: (495) 686-15-50 Бункевичу В. С. vadim_bunkevich@mail.ru

Уважаемый Вадим Станиславович!

Управление строительства и эксплуатации автомобильных дорог Федерального дорожного агентства рассмотрело Ваше обращение, направленное в Росавтодор письмом Администрации Президента Российской Федерации от 13.06.2019 № А26-09-69614631С01, по вопросу движения крупногабаритных и (или) тяжеловесных транспортных средств по автомобильным дорогам и дорожным сооружениям и благодарит Вас за неравнодушное отношение к проблемам обеспечения безопасности дорожного движения и сохранности автомобильных дорог и дорожных сооружений, сообщает следующее.

Автодорожный комплекс Российской Федерации является объектом стратегического значения и представляет собой сложную систему инженерных сооружений, продолжительность безопасной эксплуатации которых требует тщательного соблюдения предъявляемых к ним технических требований.

В частности, в целях соблюдения срока службы дорожных конструкций с заданными параметрами и, соответственно, в целях предотвращения пагубных последствий для государства и исключения направления непредусмотренных нормативом средств на восстановление автодорог и дорожных сооружений, законодательством Российской Федерации установлено ограничение общей массы и осевых нагрузок транспортных средств, эксплуатация которых осуществляется на автомобильных дорогах Российской Федерации, а также установлен запрет на перевозку делимого груза, доставка которого возможна несколькими партиями без нанесения ущерба государственному имуществу. Только в виде исключения разрешается доставка грузов, которые без потери своих потребительских свойств не могут быть поделены и перевезены частями. При этом такие сверхнормативные грузоперевозки осуществляются при условии возмещения наносимого автомобильным дорогам вреда, а также в строгом соответствии с разрешительными документами, в которых устанавливается безопасный маршрут движения.

В связи с этим к перевозке крупногабаритных и (или) тяжеловесных грузов транспортными средствами по автомобильным дорогам предъявляются повышенные требования, в частности законодательством Российской Федерации регламентирована обязанность владельцев автомобильных дорог и дорожных по обеспечению их сохранности, а также установлены требования к процедуре оформления специальных разрешений.

Отмечаем, что в рамках оформления специальных разрешений на движение по автомобильным дорогам крупногабаритных и (или) тяжеловесных транспортных средств законодательством предусмотрено, в том числе проведение комплекса мер, направленных на определение возможности безопасного пропуска сверхнормативных транспортных средств по участкам автомобильных дорог и дорожным сооружениям.

Так, требованиями Порядка выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, утвержденного приказом Минтранса России от 24.07.2012 № 258 (далее – Порядок), регламентирована обязанность уполномоченного на выдачу специального разрешения органа по установлению маршрута следования сверхнормативного транспорта и согласованию такого маршрута с владельцами инженерных сооружений и автомобильных дорог, входящих в его состав.

При этом в процессе согласования маршрута движения крупногабаритного и (или) тяжеловесного транспортного средства владельцами автомобильных дорог и дорожных сооружений определяется возможность осуществления проезда тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств, исходя из геометрических параметров автомобильных дорог, интенсивности движения, грузоподъемности и габаритов искусственных и иных инженерных сооружений, несущей способности дорожных одежд на заявленном маршруте с использованием методов, установленных действующими нормами, на основании сведений автоматизированных баз данных о состоянии дорог и искусственных сооружений, а также материалов оценки технического состояния автомобильных дорог, дополнительных обследований искусственных сооружений.

Пунктом 26 Порядка предусмотрено, что в случае, когда масса транспортного средства (автопоезда) с грузом или без превышает фактическую грузоподъемность искусственных дорожных сооружений, расположенных по маршруту тяжеловесного транспортного средства, требуется проведение мероприятий по оценке технического состояния автомобильных дорог или их участков.

По результатам оценки технического состояния автомобильных дорог или их участков определяется возможность осуществления перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов по заявленному маршруту, условия такой перевозки, а также необходимость укрепления автомобильных дорог или принятия специальных мер по обустройству автомобильных дорог или их участков и расходы на проведение указанных мероприятий.

Заместитель начальника Управления строительства и эксплуатации автомобильных дорог

П.А. Брюхов

Огромное спасибо за ответ. Правда вопрос был совершенно в другом: КАК ДОЛЖНЫ ПОСТУПАТЬ ВОДИТЕЛИ И ИНФОРМИРОВАН ЛИ ВЫСШИЙ ОРГАН ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ О СУЩЕСТВОВАНИИ ПОДОБНОЙ ПРОБЛЕМЫ. Судя по всему, те, кто ответственны за обеспечение безопасного движения транспорта, также не знают правильного ответа на вроде бы простой вопрос. Конкретных рекомендаций нет.

Тогда так ли уж виновен водитель фуры, под которой рухнул мост в Приморье и погибли люди? И один ли он виновен в этой трагедии? И кто виновен больше, водитель или лица, ответственные за эксплуатацию данного объекта? И что это за мост, который не выдержал всего один грузовик? А ведь вместо той фуры, на том мосту могли оказаться одновременно два автобуса и под требования знака они бы не подпадали бы, а суммарный вес был бы не намного меньше той самой фуры.

Вывод

На сегодняшний день в Российской Федерации сложилась ситуация, когда движение большегрузного автомобильного транспорта на отдельных участках дорог, в том числе на федеральных трассах, не может осуществляться в соответствии с требованиями существующих норм и правил дорожного движения, ввиду вводимых ограничений максимально допустимой массы и ограничений по высоте. Водители данных транспортных средств вынуждены систематически, на свой страх и риск, игнорировать данные ограничения, так как не имеют возможности поступить иным образом. Данная ситуация так же игнорируется органами, ответственными за соблюдение существующих норм и правил в части безопасности дорожного движения, однако при наступлении внештатной ситуации вся вина, вплоть до уголовной, возлагается именно на водителей данных транспортных средств.

В данных условиях, при строгом выполнении действующих Правил Дорожного Движения, перевозка грузов на большегрузном автомобильном транспорте, на дорогах большей части Российской Федерации, в связи с введенными ограничениями, не представляется возможной.

Вадим Бункевич