← Топливо, масла и автохимия

"Экономия зависит от пробега". Как поддержка ГМТ оживит бизнес российских перевозчиков

http://stroypuls.ru/

Инициатива правительства увеличить субсидии при переводе машин на газ найдет отклик у владельцев крупных автопарков и предприятий-перевозчиков. Такое мнение озвучил автоэксперт Игорь Моржаретто.

Правительство поддержало идею вдвое повысить субсидии из бюджета на перевод автомобилей физлиц и малого бизнеса с бензина на газомоторное топливо. Сегодня если владелец устанавливает газобаллонное оборудование (ГБО) на авто, в течение трех лет ему возвращается 30% затрат в виде скидок налога на транспорт. Кабмин предлагает довести эту цифру до 60%, а еще треть выделит "Газпром" за счет маркетинговых программ своей предприятия "Газпром газомоторное топливо".

Это означает, что в конечном итоге автовладелец сэкономит 90% затрат на покупку и установку ГБО. Программа по переводу российского транспорта на компримированный природный газ (КПГ) в России действует уже несколько лет, пересмотреть субсидии глава Минэнерго Александр Новак предложил в качестве антикризисной меры. Предполагается, что участникам программы это позволит сэкономить на бензине и дизтопливе 4-5 млрд рублей ежегодно. Ведь газомоторное топливо втрое дешевле бензина и солярки.

"Инициатива просто отличная и должна была быть предложена еще много лет назад, - отмечает Моржаретто. – У России огромные запасы природного газа, по некоторым оценкам – до 40% мировых. Потому переводить на этот вид топливо транспорт просто логично – оно более экологичное, снаряженный ГБО транспорт в этом смысле мало чем отличается от электромобиля. Для многих регионов России этот вопрос более чем актуален из-за отравленной промышленными предприятиями атмосферы.

Второй аспект – экономичность. Владелец авто, оборудованного под газомоторное топливо, экономит огромные деньги на заправке при условии, что ездит достаточно много. Для бизнеса это и вовсе оптимальный вариант – для парков такси, каршеринга, компаний-грузоперевозчиков, владельцев автотранспортных предприятий в сфере пассажирских перевозок. Все они – потенциальные клиенты обновленной программы".

Экономия зависит от пробега

Согласно расчетам правительства, переход на газомоторное топливо может быстро и значительно, на 60–65%, снизить затраты владельцев автомобилей на бензин и дизель. Об этом говорится в пояснении Новака к инициативе. В частности, идея будет привлекательна для малого и среднего бизнеса, а также граждан, включая самозанятых, "для которых эти расходы являются значимой и социально чувствительной статьей в условиях распространения коронавирусной инфекции".

По данным на март 2020 года, в России было 484 заправки с газомоторным топливом, 329 из них принадлежат группе "Газпром" Объем реализации КПГ на заправках компании в России в 2019 году вырос на 30%, до 779,3 млн кубометров. При этом цена бензина и дизтоплива составляет порядка 46-48 рублей за литр, эквивалентный кубометр газа - 16,73 рубля. Стоимость одного километра пути на КПГ обходится автовладельцам в 1 рубль, на бензине - в 3 рубля. "Подвох данной инициативы состоит в том, что газобаллонное оборудование и установка стоят дорого – далеко не каждый россиянин может себе его позволить. 

И даже со вступлением в действие повышенных субсидий автовладелец все равно должен будет полностью оплатить комплект ГБО, работу по его установке и регистрацию авто с переоборудованием. А 90% цены вернется когда-то потом, и не в виде реальных денег, а экономией на налоге.

Потому вряд ли обычные автовладельцы массово ринутся устанавливать ГБО на личные легковушки. Кроме того, такое переоборудование выгодно тем, кто ездит достаточно много. 

А это как раз сфера услуг по перевозке грузов и пассажиров, то есть бизнес, располагающий автопарками. Им программа будет выгодна в долгосрочной перспективе и в виде экономии на топливе, и на налоге. 

Если же обычный россиянин проезжает порядка 10 тысяч километров в год, ГБО просто не выгодно", - подчеркивает Моржаретто.

Российские реалии указывают на газ

По предварительным подсчетам, переоборудование одного автомобиля на ГБО обойдется в 30-500 тысяч рублей в зависимости от типа транспорта. Минимальная цена для легкового авто, дороже всего заказывать переоборудование полноразмерных автобусов и грузовых тягачей. По оценке Новака, оперативный запуск программы по масштабному переводу техники после увеличения доли госсубсидий вдвое позволит перевести на КПГ до 10-12 тысяч авто уже в 2020 году.

По итогам 2019 года в России было продано 1,759 млн новых машин, однако в 2020 году эксперты прогнозируют падение на 20–50%. В прошлом году при этом было переоборудовано на газ около 15 тысяч автомобилей. Но с началом эпидемии коронавируса спрос на такие услуги упал почти до нуля из-за ограничения передвижений и падения доходов бизнеса. Предполагается, что предприниматели в сфере перевозок взглянут на вопрос иначе, узнав о повышении субсидий до 90%.

"У газомоторного топлива есть еще одно серьезное преимущество, связанное сугубо с российскими реалиями. Как известно, мир идет по пути перевода транспорта на электроэнергию, однако мало кто в мире сталкивается с по-настоящему сибирскими морозами. Северная Европа, часть Канады – вот вроде и все. На морозе электромобиль быстро потеряет заряд даже на стоянке и не заведется из-за конструктивных особенностей. У авто на газомоторном топливе этих "болезней" нет.

Самая главная проблема - у нас в стране пока очень мало специализированных газовых заправок. 

их около 500, причем большинство - в европейской части страны. Программы по расширению сети необходимы, и новые субсидии эту работу должны подстегнуть. Стоя в очередях на заправке можно разочароваться даже в копеечных ценах на КПГ, которые будут заплачены. Печально выглядит статистика на фоне числа бензиновых АЗС: их в России порядка 15 тысяч", - заключает Игорь Моржаретто.

Максим Бут