← Топливо, масла и автохимия

Топливная безопасность Хабаровского края, или чем для региона обернется паника на АЗС

ИА AmurMedia

Кто и как должен заботиться о неиссякаемости бензоколонок Хабаровского края, выясняли эксперты.

Внезапный дефицит бензина на АЗС Хабароского края заставил поволноваться автолюбителей и работников транспортной отрасли. Почти две недели росли очереди и цены, а вслед за ними паника. Бензин привезли, но волнение осталось. Что это было — начало конца топливной безопасности региона (а то и страны) или временное недоразумение, выясняли эксперты на видеоконференции в эфире ИА AmurMedia.

Председатель ученого совета Дальневосточной народной академии наук Вадим Заусаев считает, что переживать о масштабной угрозе топливной безопасности региона преждевременно. В том, что не удалось вовремя заменить вышедшее из строя импортное оборудование на НПЗ, виноваты западные санкции.

— Надо готовиться к тому, что подобная ситуация может повториться в других отраслях. Приобретать запчасти, дополнительно завозить продукцию на случай дефицита, в данном случае — топливо, заполнять государственные резервы не только для исключительных ситуаций. А региональным правительствам — не ждать, что бизнес сам решит, и наводить контакты с соседями, чтобы быстро и недорого привезти от них необходимые продукты, — считает профессор.

Председатель Дальневосточной ассоциации перевозчиков такси Александр Садков уверен, что топливную отрасль, как одну из стратегических, должно контролировать государство, поскольку игры рынка даже при мелких локальных недоразумениях могут зайти неприлично далеко, вплоть до общего подорожания жизни. Вместе с тем, он не снимает ответственности и с конкретных поставщиков товаров и услуг. По наблюдению Садкова, до остановки работы НПЗ средняя поездка в такси по Хабаровску составляла 220 рублей, то теперь 440. Главное его опасение, что бензин вернется, а искусственно завышенные цены останутся.

— С самого начала этого коллапса я прогнозировал, что ценовая политика однозначно пойдет вверх. Начиная с такси, потом — маршрутный транспорт, грузоперевозки, и далее на всё. А компания, которая занимается поставкой топлива, должна иметь свой резерв, тем более, когда знает, что некие детали могут сломаться и их будет сложно достать. Фактически, подрывается экономика всего региона, — констатирует Александр Садков.

Заведующий сектором комитета по развитию топливно-энергетического комплекса правительства Хабаровского края Евгений Николаенко сообщил, что 

производство на НПЗ заработало, и первые бензовозы поехали к заправочным станциям. До погашения дефицита выработка будет идти ударными темпами.

— В сутки завод сейчас производит две тонны бензина 92 марки, в следующие — 95-го. Так в шахматном порядке будет продолжатся. Поступило 400 тонн 92-го бензина из Госрезерва на нужды Хабаровска. Компания "Нефтегазтопливо" закупила на заводах Сибири бензин, который скоро поступит в край. В ближайшее время вернемся в нормальный режим работы, — пообещал Евгений Николаенко.

Доцент Хабаровского государственного университета экономики и права Владимир Норин считает необходимым создавать резерв Хабаровского края, помимо общегосударственного.

— Правительство Хабаровского края должно создать бензохранилище. Делать запасы хотя бы на 2-3 месяца, чтобы не завозить дорогое топливо из других регионов. И в будущем не тушить такие "пожары", а оперативно реагировать на подобные ситуации без ущерба для экономики края. Например, территории Большого Уссурийского острова достаточно, чтобы разместить хранилища не только бензина, но и газа, а излишки продавать частному бизнесу, — уверен Владимир Норин.

И. о. председателя краевого комитета по развитию ТЭК Александр Чипизубов вынес из произошедшего урок для местной власти: организовать взаимодействие с отраслевым бизнесом так, чтобы исключить подобные случаи.

— Сейчас мы сами не знаем, была ли на заводе аварийная ситуация? Руководство завода заверяет, что это плановые работы, а оборудование не запущено вовремя, в том числе, из-за низких температур воздуха. По итогам работы УФАС, Ростехнадзора, прокуратуры получим результаты, сделаем выводы и придумаем, как выстроить работу по недопущению подобного. Сейчас ажиотажный спрос продолжается. Народ скупает утром по 100-200 литров бензин, завезенный ночью. Но постепенно ситуация стабилизируется, скоро вернемся в штатный режим, — подвел итог Александр Чипизубов.

Напомним, причинами дефицита бензина на АЗС региона, которых оказалось несколько, по версии краевого правительства стали плановые работы на Хабаровском НПЗ и запоздалая поставка необходимого количества топлива из других регионов. К тому же огромные очереди на хабаровских заправках и неопределенность в сроках поставок вызвали на автомобильный бензин повышенный спрос — покупатели выбирали двухсуточную норму, а на АЗС не успевали подвозить запасы со складов. Для стабилизации положения Хабаровскому НПЗ пришлось завершить досрочно плановые работы по модернизации производства.

Стоит отметить, что к сегодняшнему дню критическая ситуация с наличием бензина различных марок в Хабаровске и Комсомольске-на-Амуре начинает ослабевать: 

АЗС в крупных городах в данный момент пытаются перейти в штатный режим работы, количество автомобилей в очередях на заправки по сообщениям горожан постепенно уменьшается. 

По поступившей информации с Хабаровского нефтеперерабатывающего завода, предприятие уже вышло на полную производственную мощность и выпустило 1700 тонн бензина марки АИ-92. Руководство ХНПЗ уверено, что потребность в топливе всех заправок сети ННК в регионе в настоящее время полностью удовлетворена. Однако еще накануне большая часть хабаровских заправок отпускала горючее только владельцам топливных карт, а из районов региона до сих пор поступают неутешительные вести. Наример, для предотвращения бензинового коллапса на общественном транспорте Советско-Гаванского района в решение вопроса пришлось включиться муниципальным властям.

Реальное положение дел с обеспечением потребителей бензином от местных производителей станет понятным только со временем.