← Коммерческий транспорт

Когогин – Мишустину: "Мы продаем автомобили по записи!"

president.tatarstan.ru

Премьер-министр РФ накануне побывал в Набережных Челнах, где прокатился на новеньком грузовике, принял участие в сборке двигателя и обсудил будущее автогиганта.

Зачем Мишустин приехал в Набережные Челны?

И без того насыщенный день для Челнов должен был довершить приезд председателя правительства РФ Михаила Мишустина. Накануне с утра президент Республики Татарстан Рустам Минниханов заложил первый камень в фундамент нового умного завода Haier за 10 млрд рублей, который даст автограду тысячу новых рабочих мест. А после обеда глава республики должен был сопровождать Мишустина. Заранее объявили — премьер-министр едет на КАМАЗ, где проведет совещание о дальнейшем развитии автогиганта.

Приезд Мишустина в итоге задержался на четыре часа. У трапа самолета премьера встретили полпред президента РФ в ПФО Игорь Комаров и Минниханов. Премьер, несмотря на то что это его второй визит в регион за день, был весьма бодр и в приподнятом настроении. Известно, что утром глава правительства побывал в Ульяновске — там он посетил предприятия авиастроения и медицинские учреждения. Кульминацией стала двусторонняя встреча с врио губернатора Алексеем Русских.

В Челнах журналистов пустили только на протокольную часть, все подробности встречи остались за закрытыми дверями. Но одной из главных озвученных тем стал контракт на поставку 350 электробусов в Москву — это будет уже четвертый контракт, и есть планы расширить круг заказчиков. «Рустам Нургалиевич [Минниханов] сказал, что Казань собирается приобретать ряд электробусов», — озвучил Мишустин. Ранее на такой план намекал замруководителя исполкома Казани Ильдар Шакиров.

Мишустин добавил, что благодаря поддержке российского автопрома за первый квартал 2021 года производство грузовых машин выросло на 40%. «Позитивная динамика влияет на большое количество смежных отраслей, имеет немалый мультипликативный эффект, способствует повышению занятости, обновлению и появлению новых технологий», — добавил премьер. Для этого правительство реализует три специальные программы: льготное кредитование, лизинг и субсидирование газомоторной техники. «Примерно каждая 11-я новая машина в России продается благодаря этим мерам. Из 581 тысячи по трем программам было продано 54 тысячи за январь–апрель текущего года», — конкретизировал Мишустин.

Когогин пообещал Мишустину беспилотники, которые будут возить людей из аэропорта

Отметив все достижения автогиганта, Мишустин обозначил одну из ключевых тем совещания: «Хотелось бы обсудить, как у вас развивается направление низкоуглеродного транспорта. Какие решения нужны, чтобы наш автопром быстрее и легче адаптировался к требованиям рынка? Да и вообще было бы здорово, Сергей Анатольевич, узнать ваше видение современных тенденций в области транспорта».

Поблагодарив премьер-министра РФ за высокую оценку, Когогин рассказал, как завод пережил «коронавирусный» год. «Совместные действия правительства и региональных властей…» — «И президента!» — поправил его Мишустин. Обрисовав всю картину 2020-го, Когогин плавно перешел к текущем делам. «Инвестиционные программы, которые развивали начиная с 2014-го года, мы сегодня вам показали. Видно, что мы сумели изменить как продукт, так и технологию нашего производства. Тот современный продукт, который вы сегодня опробовали, сегодня уже нашел признание наших потребителей. Мы продаем автомобили по записи, потому что фактически эти модели, „54901“, проданы до конца года», — рассказал Когогин. По его словам, завод намерен наращивать объемы производства. Так, в 2021-м в плане выпустить 2,4 тыс. новых автомобилей, в следующем году — 6,7 тыс., а в 2023-м — 12 тысяч.

Новый двигатель, отметил глава автогиганта, по характеристикам входит в топ-5 мировых производителей. Каркасы кабин выпускаются на одном из лучших заводов. «Мы считаем, что этап, на котором мы сегодня находимся, нельзя останавливать. Нужно делать дальнейшие инвестиции. Нам необходимо расширить мощности производства моторов до 30 тысяч, добиться 100-процентной локализации кабин. Остался один серьезнейший проект — мосты. Мы сами производим 120–140 тысяч мостов старой конструкции». По его словам, КАМАЗ сейчас спроектировал мост, который пока проходит испытания в НТЦ.

«Но основной акцент надо делать на будущее. Вы правильно говорите: „А что дальше?“ Отрасль находится на этапе трансформации, идет смена технологического уклада. В вопросе экологических параметров мы, к сожалению, Михаил Владимирович, находимся лишь на 10-м месте», — констатировал Когогин. Потом прессу попросили удалиться, и далее совещание проходило уже в закрытом режиме.

Мишустину показали тот самый «КАМАЗ-54901», только на газодизельном оборудовании. Он произведен пока в единственном экземпляре и проходит испытания

Более открыто прошла экскурсия по заводу автогиганта. Мишустину показали тот самый «КАМАЗ-54901», только на газодизельном оборудовании. Он произведен пока в единственном экземпляре и проходит испытания. Кроме того, в ходе осмотра завода двигателей КАМАЗа глава правительства принял участие в их сборке. Премьеру предложили попробовать установить головки блока цилиндров самостоятельно. И Мишустин с большим интересом проделал все необходимые манипуляции, после чего спросил, хорошо ли он справился с задачей.

Во время посещения завода двигателей он также пообщался с одним из рабочих, который в тот момент занимался сборкой двигателя Р6. «Давно работаете?» — поинтересовался премьер у молодого человека в сборочном цеху. «Два года», — ответил тот. «Что оканчивал?» — продолжал интересоваться Мишустин. Работник КАМАЗа ответил, что местный колледж, после чего премьер со знанием дела продолжил расспрашивать мужчину, что тот конкретно делает на производстве. Михаил Владимирович попросил шуруповерт, чтобы самому внести лепту в сборку одного из двигателей. Под чутким руководством Когогина и сотрудника цеха Мишустин закрутил несколько гаек, тестируя автоматику конвейера. Не обошлось без ошибок, о чем его предупредил работник под неловкие смешки Когогина.

«Современное автоматизированное производство, которое вы нам сегодня показали, — это образец профессионализма старой школы, когда на КАМАЗе формировался центр компетенций и самых последних технологий. Вся имеющаяся автоматизация, а самое интересное, что ребята тут работают молодые, позволяет создавать совершенно другую эффективность производства. Импортозамещение здесь абсолютно продуманное. Вы прекрасно понимаете и отдаете себе отчет, что можно, а что нельзя. Современный двигатель — а вы уже 12 тысяч делаете — это классная заявка на то, чтобы быть первыми в отрасли. КАМАЗ и есть один из лидеров в мире производства автомобилей своего класса», — похвалил премьер Когогина после прогулки по заводу двигателей КАМАЗа.

Мишустин после экскурсии сам сел за руль, после чего вместе с Когогиным прокатился на новеньком «КАМАЗе».

Похвалил премьер Когогина и за созданную на предприятии передовую инженерную школу. «То, что мы сейчас наблюдаем — это пример инженерной мысли, инженерного центра, который не просто видит перспективу, а уже сейчас закладывает такую мощную основу будущего отрасли: автомобилестроение, грузоперевозки, пассажирские перевозки. Что очень важно, здесь именно инженерный центр, где трудятся более 2 тысяч человек, которые занимаются проектированием. Важно, что сегодня переход от двигателей внутреннего сгорания к электротяге именно здесь зарождается. А соответственно, беспилотники и системы автоматического управления не просто далекое будущее, а это уже сегодня. Имеющаяся нормативная база позволяет уже сейчас их использовать. В Иннополисе мы видели, как беспилотник довозит от аэропорта до университета. Сергей Анатольевич обещал, что то же самое будет здесь реализовано. Но вопрос в том, чтобы подобное являлось безопасным для наших людей».

КАМАЗ и Sollers перезапускают альянс?

Приезд Мишустина в Челны выглядит знаковым на фоне недавнего заявления главы группы Sollers Вадима Швецова. Тот в среду сообщил, что КАМАЗ и Sollers собираются возобновить переговоры о создании альянса. «Сильно помешала пандемия, мы не могли просто физически встречаться, потому что процесс альянсов все-таки требует общения живого, а не по видео. Поэтому сейчас находимся в стадии перезапуска проекта», — указал руководитель компании.

По словам Швецова, теперь переговоры пройдут в новом формате. При этом речи о поглощении компании не идет, отдельно подчеркнул руководитель автопроизводителя. «Нет, мы создаем альянс по синергии. Если синергия совместная будет — станем делать, а если ее нет — бессмысленная история», — добавил он.

Затрагивался ли вопрос на совещании о развитии КАМАЗа, неизвестно. В PR-службе группы Sollers затруднились подробнее рассказать «БИЗНЕС Online» о планах компании: «Еще слишком рано об этом говорить. Вадим Аркадьевич только в среду сделал заявление. Сами понимаете, за данное время мало что могло произойти». Швецов не встречался с премьер-министром в Ульяновске, где находится одна из ключевых промышленных площадок компании, и не участвовал в совещании в автограде, поскольку находится на ПМЭФ.

Челнинский автогигант и Sollers принципиально договорились об альянсе и сформировали рабочие группы для переговоров в начале прошлого года. Однако с тех пор появилось мало конкретики. В феврале 2020-го сообщалось, что проект альянса представлен на правительственном уровне — ответственному за отрасль вице-премьеру Юрию Борисову и министру промышленности и торговли Денису Мантурову. Прежде всего автопроизводители вместе займутся совместным развитием «новых форм потребления коммерческих автомобилей», отмечал источник «Ведомостей», близкий к Sollers. Другой собеседник объяснял, в чем интерес КАМАЗа: желание выпускать легкие коммерческие автомобили (LCV) и расширить модельный ряд среднетоннажных грузовиков.

Стороны рассматривают четыре различных сценария альянса, которые предполагают в том числе возможный обмен активами, отмечал Когогин. Он говорил, что на заводе Sollers в Елабуге КАМАЗ мог бы, в частности, выпускать новый легкий коммерческий грузовик «Компас». Последний СМИ еще в прошлом году прозвали «убийцей „Газели“». Планировалось, что эти машины могут появиться в 2021–2022 годах.

Компания Sollers, напомним, в прошлом году пережила глобальную трансформацию — СП с концерном Ford исчерпало себя. Американский партнер увел с российского рынка легковые автомобили, выпускаемые СП Ford Sollers, и в июне совет директоров Sollers принял решение о выкупе доли Ford в СП, заплатив порядка $75 млн за 51% акций американской стороны. Контрольным пакетом Ford владел с 2015 года, причем компания имела планы на выкуп СП целиком, для чего стороны заключали опцион на покупку 49% Sollers за $135 миллионов. В итоге партнеры фактически обменялись ролями — вместе с выкупом контрольного пакета компания Sollers продала за оговоренную ранее цену свои 49% акций. Обновленное СП теперь работает в нише LCV — последней компании на российском рынке, в которой Ford сохранил свое присутствие.

Разим Сабиров, Регина Шафиева, Роман Колесников, Максим Кирилов