← Логистика, грузы

Что в свете введения санкций против России происходит с грузоперевозками?

https://brest.biz/

Пока границы работают в штатном режиме: машины их как проходили, так и проходят. Авиасообщение работает в усеченном формате — через компании, которые не закрывали небо для российских перевозчиков

Крупнейшие морские линии отказали в обслуживании трафика и перевозке грузов в Россию. При этом дальневосточные порты продолжают работать. Проблем много. Некоторые фабрики уже не отгружают перевозчикам товары. А импортеры товар ждут. Business FM поговорила с представителями логистической отрасли:

Член правления СТМЛК (Ассоциация руководителей высшего звена и собственников логистического бизнеса), владелец ООО «Вендор Карго» Екатерина Лазуткина:

«Ограничений по машинам, по пропускам, я имею в виду в номерах машин, ничего нет. Осталась задержка на границах на экспорт, в обратную сторону, то, что из Белоруссии проходят машины, именно на белорусской границе плюс литовской. Тут, к сожалению, еще очереди остались, они большие, и машины проходят очень медленно, в день где-то по километру всего лишь, а очередь там на десять километров. Есть маленькие печальные истории, когда вредят автомобилям, некоторые водители боятся ехать, и у нас нехватка автомобилей, в том числе из-за этого происходит. Многие перевозчики не едут или отказывают в загрузках, просят полную предоплату, особенно это касается иностранных перевозчиков. Они боятся, что они не увидят от нас денег, оплаты в связи с тем, что у нас либо много банков, которые попали под санкции, мы не можем деньги туда отправлять, либо с отключением SWIFT. Просят либо предоплату, либо вообще отказываются везти.

По поводу неотгрузок. Самая плачевная сейчас у нас ситуация, ЕС опубликовал список товаров, которые попали под санкции, двойного назначения. То есть когда машина поступает на загрузку, фабрика говорит: ребята, мы не можем вам отгрузить этот товар, потому что он попал в санкционный список. Что туда попало? Практически все оборудование, комплектующие, запчасти, технологическое оборудование, вплоть до мелочей: клапаны, фильтры. Мы сейчас не можем вывозить, и фабрики не могут отгружать их, пока не получат разрешение от Торгово-промышленной палаты своей страны, чтобы та разрешила им вывоз».

Генеральный директор компании «Оптимальная логистика» Георгий Властопуло:

«За последние двое суток мы получили порядка семи уведомлений от разных линий. Крупнейшие морские перевозчики. О том, что они приостанавливают прием букингов на перевозку грузов в и из России. Вчера получили уведомление от трех портов Гамбурга, Антверпена и Роттердама, что они принимают все меры в отношении грузов, которые должны идти в Россию, и отказываются их загружать. И порты, и линии действуют пока не в соответствии с санкциями, потому что санкции в отношении перемещаемых грузов не приняты ЕС, они уже действуют на опережение. Европейская таможня взяла санкции на отправку товаров двойного назначения в сторону Европы — это товарные группы. Проблема заключается в том, что сейчас в ситуации паники они даже не смотрят на описание самого груза, они видят товарную номенклатуру и вводят дополнительные меры таможенного контроля в виде досмотров или запретов на отправку. Хотя в этих группах находится огромное количество товаров, которые вообще не подпадают под санкции».

Директор по развитию бизнеса FM Logistic в России Алексей Мисаилов:

«Тренд, который наблюдался до Нового года, когда половина перевозчиков становятся сейчас рынком заказчика. Ставки пошли вниз. На выезд из Европы очередей практически нет, увеличились очереди на въезд в Европу. Более жесткий контроль со стороны пограничных служб европейских стран. Могу сказать, что тарифы на транспорт из Европы сейчас будут падать, это единственная ложка меда в этой бочке дегтя. Автопром остановился, многие немецкие компании остановили отгрузки в Россию. Самая большая причина — это непонимание, что будет дальше. На этом фоне, естественно, освобождается большой парк транспортных средств, который необходимо загружать, в том числе европейских перевозчиков, польских, прибалтийских. По большей части сейчас ездить польскими, прибалтийскими перевозчиками, потому что случаи вандализма, направленного в сторону российских и белорусских перевозчиков на территории Европы, стали учащаться. Шины порезали, стекла побили, оскорбили. Пока это точечно, частные случаи».

Еще одна сложность — вышел указ президента об обязательной продаже иностранной валюты в размере 80%. Для экспедиторов это очень плохая новость. Они не экспортеры, которые получают выручку и могут ее продать. Валютную выручку они сразу отправляют партнерам за границу. Поэтому пока они в подвешенном состоянии.

Что касается инцидентов, у белорусских дальнобойщиков на территории Украины отобрали пять груженных товаром фур. Отнятое имущество оценивается в 200 тысяч евро, сообщили в Следственном комитете Белоруссии. МИД Белоруссии опроверг информацию об убийстве двух водителей толпой украинцев в Болонье.