Грузоперевозчики попросили правительство принять меры для снижения цен на дизтопливо.
Они также предложили кабмину отменить НДС и утилизационный сбор для своей отрасли, уменьшить штрафы по весогабаритному контролю и временно отменить для фур плату за проезд по платным дорогам. Эти меры помогут сфере в условиях санкций, считают в ассоциации «Грузавтотранс», с письмом которой ознакомились «Известия».
По словам участников рынка, если государство не окажет поддержку, части компаний грозит банкротство — логистика может подорожать в три-четыре раза, а спрос на услугу по такой цене будет невысоким. При этом подорожание грузоперевозок отразится и на стоимости товаров в магазинах, предупредили эксперты.
Сбросить лишнее
Национальная ассоциация «Грузавтотранс» обратилась к главе правительства РФ Михаилу Мишустину с просьбой поддержать отрасль. «Известия» ознакомились с письмом организации. В нем сказано, что из-за санкций грузоперевозчики попали в тяжелую ситуацию: запчасти и колеса резко подорожали на 100–200%, а дилерские станции, в частности Volvo, прекратили гарантийное обслуживание машин. Кроме того, поставщики шин марок Michelin, Bridgestone и других европейских брендов отказались от поставки продукции в Россию.
Также существенно нарушились логистические цепочки, в результате большое количество автомобилей может встать «на прикол», указано в обращении. При этом серьезное давление на компании оказывают и высокие цены на топливо, отмечено в письме организации.
— У многих оборвались логистические цепочки, по сути, стало меньше работы — на это повлиять нельзя, нужно время, чтобы найти новых клиентов. Также многие лизинговые компании меняют условия работы, увеличивают практически вдвое процент для клиентов. Обслуживание грузовиков также выросло в цене или полностью прекратилось, — сказал президент ассоциации «Грузавтотранс» Владимир Матягин.
Чтобы снизить давление на компании, организация попросила правительство принять меры по снижению цен на дизельное топливо. Кроме того, ассоциация предложила временно отменить взимание платы с грузовиков за проезд по платным дорогам, убрать НДС и утилизационный сбор, убрать транспортный налог, уменьшить сумму штрафов по весогабаритному контролю. Также грузоперевозчики попросили ввести временный мораторий на лизинговые платежи и кредиты.
Владимир Матягин считает, что без поддержки правительства многим компаниям грозит банкротство. Они будут вынуждены поднять цены на свои услуги в три-четыре раза, а при таких тарифах спрос на услугу будет невысоким, пояснил эксперт.
С прогнозом подорожания грузоперевозок согласен совладелец компании «Дентро» Игорь Илькаев. По его словам, при поддержке правительства цены вырастут уже во втором полугодии 2022 года и в меньшем объеме.
Любые изменения тарифа «Платона» находятся в компетенции правительства РФ, сказали «Известиям» в пресс-службе госсистемы.
— Временное обнуление тарифа может привести к недополучению федеральным бюджетом значительных сумм, которые направляются на дорожное строительство. При этом сохраняются затраты государства в части обязательств по концессионному соглашению. В случае обнуления тарифа сохраняется работоспособность системы, и она может выполнять часть своих функций, в частности, сбор юридически значимых данных о транспортных средствах, перевозящих в том числе жизненно необходимые грузы по автомобильным дорогам РФ, — отметили в компании.
«Известия» направили запросы в правительство и Минтранс.
Грузовые траты
Санкции в разы уменьшили товарооборот — многие зарубежные компании отказались от работы с Россией, поставок стало меньше, сказала гендиректор компании «Ларм» Максим Росков. По словам Игоря Илькаева, в ближайшее время грузоперевозчики ожидают нехватки заказов из-за приостановки работы с некоторыми заграничными партнерами.
Помимо этого, компании столкнулись с резким и значительным ростом себестоимости услуг: цены на топливо, запчасти, комплектующие и обслуживание растут, подчеркнул он. При этом существует проблема технического характера — начисление платы за проезд и весогабаритный контроль осуществляется с ошибками, в результате которых одни компании переплачивают за услугу, другие могут заплатить значительно меньше, утверждает Игорь Илькаев. Этот момент давно нуждался в регулировании, считает эксперт.
По словам Максима Роскова,
на этом фоне наиболее актуальная поддержка от правительства — отмена транспортного налога.
Игорь Илькаев добавил, что поможет также снижение цен на топливо, временная отмена утилизационного сбора. Компаниям нужна и финансовая поддержка, поскольку отрасль закредитована и под действующие сегодня проценты по займам обеспечить себя необходимым финансированием не сможет, подчеркнул специалист.
Доля расходов на транспортно-логистические услуги в конечной стоимости товара в России может составлять до 30%, сходятся во мнении эксперты. По словам гендиректора «Infoline-аналитики» Михаила Бурмистрова, подорожание грузоперевозок может сказаться и на ценах в магазинах. Это подтвердил президент Национальной ассоциации дистанционной торговли Александр Иванов.
Впрочем, как считают в «Грузавтотрансе», предложенные меры позволят поддержать экономику и ограничат вероятность подорожания товаров.