← Логистика, грузы

Логисты готовятся к горячему сезону

Фото: Lukas Gojda/shutterstock

Как распродажи и новогодние праздники влияют на продажи в e-commerce, к чему готовятся логисты и ритейлеры и какие строят прогнозы на самое ближайшее будущее?

В преддверии сезона распродаж Retail.ru опросил логистические компании, занимающиеся перевозками и доставкой товаров и выяснил, чего ждут и к чему готовятся перевозчики. 

C середины ноября e-commerce покажет рост от 20 до 50%

Мария Мартынова, заместитель исполнительного директора «Курьер Сервис Экспресс»:

— Рациональное потребление в целом несколько сократило объемы продаж, однако мы наблюдаем устойчивую тенденцию роста популярности распродаж. «Черная пятница», «День холостяка», рождественские и так называемые мегасейлы – это рабочие драйверы продаж как в офлайне, так и в онлайне.

Поэтому мы ожидаем, что с середины ноября e-commerce покажет рост. В зависимости от сегмента товаров он составит от 20 до 50%. Справедливости ради стоит сказать, что есть бренды, которые не делают ставки на период распродаж. У них спрос остается стабильным в течение всего года.

Каждый год в сфере электронной коммерции в России уникален.

Прогнозы на высокий сезон-2023 выглядят куда более оптимистично по сравнению с 2022-м. Ситуация на рынке достигла относительного плато: стабилизировались поставки и «устоялся» ассортимент. Конечно, по объемам продаж этот год точно не превысит показатели 2020–2021 годов. Тогда увеличение объема продаж в «черную пятницу» было неуправляемым, у ряда магазинов объем реализации вырос более чем в десять раз. Логисты увеличивали сроки доставки, так как сортировочные центры не справлялись с таким объемом грузов, в том числе и на территории авиационных узлов.

Цены

Конечно, рост издержек на логистику – это существенная статья в себестоимости любого товара. Только в 2023 году стоимость доставки и обработки грузов выросла на 40%. Закупка комплектующих или готовых товаров напрямую зависит от курса валют. Если в прошлом году и в начале 2023-го более сдержанный курс валюты позволял скрадывать увеличение стоимости доставки из-за изменений цепей поставок, то сейчас логистика легче не стала, а курс иностранной валюты вырос. Цены на товары, что ожидаемо, тоже повышаются.

Тренды

В прошлом году рынок покинуло много популярных брендов. Новые пришли, но еще не набрали оборот в плане интереса и популярности у потребителя. Сегодня главный тренд – отказ от эмоциональных покупок. Покупатели действительно стали использовать разумную модель потребления, где распродажи являются инструментом, позволяющим в первую очередь закрыть их базовые потребности и существенно сэкономить.

E-commerce бьет рекорды

Олег Гайфуллин, директор по логистике и коммерции транспортной компании Delko:

— В этом году электронная коммерция бьет все рекорды. Заказчики обозначают максимальную потребность в перевозках за все годы. Во втором квартале число выполненных нами перевозок возросло вдвое по сравнению с таким же периодом докризисного 2021 года. Уже сейчас на ноябрь – январь зафрахтовано наибольшее количество транспорта.

На данный момент для сферы e-commerce в приоритете гарантия обеспечения необходимого объема перевозок, нежели их стоимость.

Продавцы прогнозируют нетипичную динамику спроса в начале 2024 года. Традиционно в январе потребность в перевозках e-commerce снижается и начинает восстанавливаться лишь в феврале. На этот раз ожидается, что затишье на рынке продлится максимум две недели, и уже с 15 января отгрузки возобновятся. В связи с этим зафрахтованный на декабрь транспорт в полном объеме пригодится в январе.

Цены

Курс доллара и стоимость топлива являются одними из драйверов, влияющих на формирование себестоимости перевозок. Только за последние три месяца ставка выросла на 15,5%. Такая тенденция сохранится до конца декабря и перейдет на 2024 год.

Тренды

Сохраняется тренд на рост объемов перевозок – по итогам года примерно в два раза по сравнению с 2022 годом. Среди основной массы перевозчиков прогнозируется рост в 3–4 раза, тогда как лидеры рынка планируют увеличение показателей вдвое.

Доля онлайн-заказов выросла еще на 5%

Алексей Мерзляков, директор по маркетингу DPD в России:

— Мы ожидаем очередной всплеск товарооборота в сфере электронной коммерции и прогнозируем, что он будет выше, чем в предыдущий год. По статистике DPD в России, доля доставок онлайн-заказов за последний год выросла с 58 до 63%. Основными городами – получателями таких посылок являются Москва, Санкт-Петербург, Краснодар, Екатеринбург, Новосибирск и Ростов-на-Дону. Качество и своевременность доставки на уровне 96%.

Цены

Также стоит отметить рост затрат на рынке логистики, в частности, на топливо и персонал, что сказывается на стоимости услуг всех транспортных компаний в России.

Тренды

Особенностью 2023 года является рост доли рынка российских компаний в сегменте e-commerce. В целом рост онлайн-ритейла формирует сектор FMCG – еда, средства гигиены и другие товары, которые покупаются часто и создают реальный трафик в супермаркетах. Этот рынок до конца не освоен. Пока его активно занимают маркетплейсы, а не сами бренды, но рано или поздно бренды начнут развивать доставку для потребителей. Это будет еще больше разгонять рынок. Сильный толчок мы ждем от сегмента одежды, так как уход международных брендов освободил емкие ниши для российских компаний, и они уже работают над тем, чтобы увеличивать свое присутствие онлайн и не только через маркетплейсы.

«Для покупателей на первое место встает вопрос цены»

Артем Смирнов, директор по продажам компании «Бета ПРО»:

— В количественных показателях мы ожидаем рост, но не сильно превышающий объемы тех же периодов прошлого года. А вот в качественных – мы уже видим тенденции к расширению географии поставок, использование мультиканальных и омниканальных продаж, необходимость интеграции с нишевыми маркетплейсами и C2C площадками. Отличие этого сезона состоит в увеличении количества каналов продаж, более жесткой конкуренции на маркетплейсах и, соответственно, применении большего числа инструментов продвижения, изменении товарной матрицы, расширении географии поставок и дальнейшем усовершенствовании единой системы управления заказами и поставками.

Цены

С одной стороны, работа над улучшением сервиса для покупателя ведет к росту издержек, которые, в свою очередь, ложатся как на потребителя, так и на компанию. Но, с другой стороны, спрос сейчас очень чувствителен к любым изменениям цены. Возможный выход – оптимизировать маршруты, процессы, расширять спектр услуг, чтобы нивелировать риски уменьшения прибыльности и потери клиентов.

Тренды

Сохраняется тенденция прошлого года – рынок e-commerce продолжает расти, при этом темпы роста замедляются, что соответствует мировому тренду. Рост по количеству заказов превышает рост в деньгах. Покупательская способность снижается, для потребителя на первое место встает вопрос цены. Уменьшается средний чек. При этом растет уровень требований покупателей к срокам доставки, условиям возврата. Конкуренция на маркетплейсах усиливается, ярко проявляется тенденция использования нескольких каналов продаж. Скорость обработки заказов должна соответствовать требованиям и ожиданиям потребителей. Логистические компании и фулфилмент-операторы, которые не используют и не развивают свои системы автоматизации и управления заказами, будут проигрывать по издержкам, скорости обработки и доставки. Растет спрос в регионах, что требует расширения географии работы, оптимизации маршрутов, изменения unit-экономики.