Перевозки ограничили десять дней назад из-за атак хуситов на суда в этом регионе. Повлияло ли временное прекращение поставок каким-то образом на Россию? Опасно ли возобновлять транзит?
Maersk возобновляет контейнерные перевозки в Красном море. Последние десять дней они были приостановлены из-за нескольких атак хуситов на суда в этом регионе. Как отметили в компании-перевозчике, к поставкам решено вернуться из-за решения о проведении военной операции под названием «Страж процветания». Операция должна обеспечить безопасность прохождения судов. Транзит судов в Красном море будет возобновлен и в восточном, и в западном направлении, добавили в Maersk. При этом оператор признает, что «общий риск в этом районе не устранен» и судоходство в случае чего могут снова перекрыть.
О решении Maersk и постепенном возврате перевозчиков к поставкам говорит ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета Станислав Митрахович:
Станислав Митрахович, ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета:
«Складывается впечатление, что опасность судоходства в Красном море была все-таки преувеличена некоторыми игроками рынка типа BP, которые на фоне попытки действительно перестраховаться ограничили передвижение своих транспортов там. Но когда стало понятно, что Иран, который стоит за хуситами, пока не собирается взвинчивать ставки в игре, перекрывать еще и Бермудский пролив, компании начали возвращаться к обычному формату перевозок или, по крайней мере, готовятся к возвращению в нормальный формат перевозок. И все-таки американцы с их военными возможностями и наличием союзников как в западном мире, так и на Ближнем Востоке, этих хуситов могут или разгромить, или нанести удар по объектам, откуда теоретически могут спускаться ракеты. Это вряд ли полностью устранит угрозу того, что какие-то отдельные вещи будут из контролируемой хуситами части Йемена прилетать, но тем не менее какие-то, скажем так, текущие возможности хуситов будут ограничены в результате этой американской военной операции и их союзников. А раз так, то компании, видимо, понимают, что изначально риски были преувеличены, и возвращаются к более или менее нормальному режиму работы. И, кстати, то, что цена на нефть после истории с хуситами и нападениями на танкеры выросла незначительно, буквально на пару долларов, означает, что рынок, это люди, которые действительно имеют отношение к принятию решений ключевых в нефтяной сфере, не верили, что эта проблема будет масштабная и долгосрочная. Масштабной и долгосрочной проблемой может быть только большая война с участием Ирана как крупной региональной страны. Раз этого сценария пока не просматривается, то и лишний раз по поводу хуситов переживать тоже не стоит, так думают на рынке».
О том, повлияло ли временное прекращение поставок каким-то образом на Россию и не опасно ли возобновлять маршруты, рассуждает главный редактор сетевого издания «Морской бюллетень» Михаил Войтенко:
— Все контейнерные перевозки назначением из Азии на Европу имеют значение для России. Перевозки главными ведущими компаниями мира, линейными океанскими контейнеровозами. Просто потому, что эти товары на фидерных контейнеровозах так или иначе попадают в Россию через западную Европу, через Санкт-Петербург, сейчас, может, меньше, через Новороссийск. Далеко не все же идет Транссибом, а может быть, даже и меньшая часть того, что идет из Азии, идет Транссибом, а остальное через Европу контейнеровозами.
— Товары каких групп для России?
— Потребительских, это же все идет из Азии.
— Тогда получается, что прерывание перевозок на десять дней как-то должно отразиться?
— По идее, отражается, потому что в любом случае нарушены какие-то цепочки поставок, но это все не смертельно и не опасно хотя бы в силу краткосрочности. И даже если бы Maersk полностью отказался от Суэцкого канала, пошли бы они вокруг Африки, была бы задержка первоначально, а потом это как-то все бы устаканилось и встало на новые рельсы, хотя пришлось бы, естественно, платить больше. А сейчас задержка я не думаю, что оказала какое-то влияние, значительное или вообще какое-либо.
— Скажите, пожалуйста, возобновление перевозок, каковы риски, что хуситы возобновят атаки?
— Maersk хитрый и знает, наверное, что делает. Не думаю, что там слишком много рисков. В любом случае, даже если предположить, что хуситы будут бесчинствовать, как они бесчинствуют сейчас, процент вероятности попасть под удар в общем и целом крайне мал с учетом того, сколько там судов идет.
Обстрелы судов в международных водах в Красном море участились на фоне конфликта Израиля и ХАМАС. Йеменские хуситы, поддерживающие ХАМАС, наносили удары ракетами и беспилотниками. По данным американских СМИ, в обход Красного моря было перенаправлено грузов на 35 млрд долларов.