Дарье из Витебска — 33 года. Когда девушка рассказывает о своей жизни до дальнобоя, не шутя называет себя офисным планктоном. Тайм-менеджмент, дедлайн, высокий скил и ежемесячные KPI — для белоруски это не пустые слова!
Долгое время она трудилась в рекламном отделе одного из крупнейших СМИ в стране. А затем ушла в декрет, после которого назад в офис уже не вернулась. Сразу поехала покорять европейские автобаны вместе с супругом, рассказывает av.by.
В интервью Дарья расскажет, каково это — жить на расстоянии от маленького ребёнка, в каких странах чаще всего воруют груз и на сколько евро можно «влететь», если работать на чипе своего партнёра. В общем, вы поняли: нас ждёт ещё одна интересная история из жизни белорусских дальнобойщиков.
За три года из рядового менеджера Дарья доросла до руководителя проекта.
— Проект представлял собой интернет-сервис, на котором люди могут заказать доставку еды у практически любого заведения страны. Вспоминаю это время с безумной теплотой, я получила невероятный опыт! — делится девушка.
Со своим будущем мужем Даша познакомилась, когда тот только устраивался работать дальнобойщиком.
— Потом мы поженились. Когда у нас появился ребёнок, я, как жена декабриста, ждала его дома. А чуть позже «присела ему на хвост». И теперь мы тот самый семейный экипаж! Права я получила на первом году декрета. После чего мы стали готовить наших родителей к тому, что было бы неплохо нам попробовать съездить хотя бы разок вместе. Муж хотел показать Европу, я, конечно же, не сопротивлялась. Мы не знали, получится из этого что-то или нет, но однозначно требовалось рискнуть, — говорит Дарья.
— Вспомните, на каких тягачах вам приходилось ездить? И какую модель можете выделить?
— У мужа более разнообразный опыт работы на фурах. Всё же он уже за рулём большегрузов почти семь лет… У меня список не такой внушительный, но тоже есть чем козырять: Scania, Volvo, DAF — за рулём этих грузовиков я поездила немало. Моя первая машина — Scania 6R 450 с пробегом более 400 000 км. На тот момент сравнивать было не с чем, но она меня покорила лёгкой рулёжкой, ощущением, будто управляешь легковушкой, а не 20-тонной фурой. Возможно, поэтому первая каденция прошла успешно. Потом был DAF XF480. Помню, когда села в него, первая мысль: «Какой же он огромный! Как я буду им управлять?» Привыкла где-то за неделю, но, сравнивая его со Scania, замечу, что это динозавр!
— Худший опыт ждал меня впереди — метановый Volvo FH 460 LNG. Машина не предназначена для двоих водителей. Я отбила себе всю голову полками. Чтобы поднять спальник, нужно откинуть обе спинки сиденья, и только потом ты доберёшься туда, куда хотел. Верхний спальник так низко, что сидеть на нижнем с откинутым верхом просто невозможно. Приходилось постоянно его поднимать. А на нём стояли почти все наши вещи. Места для двоих катастрофически мало. Мы фактически спали на сумках. Это худший автомобиль за мою практику в парном экипаже!
— А потом в нашу жизнь пришёл DAF XG480 (107). И это просто маленький рай для парного экипажа! Огромная комната на колёсах. Моя сумка с вещами стоит в ногах на спальнике. Так вот, при росте в 173 сантиметра я даже до неё не достаю, когда укладываюсь спать. Машина более комфортно идёт по дороге за счёт удлинённой базы. Кабина больше, ведь это новое поколение грузовика, не имеющее со старыми DAF ничего общего. Даже в самой простой комплектации есть LED-оптика, хорошая музыка, пневмосиденье «штурмана»!
— Вы объехали всю Европу. Можете выделить места, наиболее понравившиеся вам в плане дорожной инфраструктуры, сервиса и наоборот?
— Наш личный топ по уровню придорожного сервиса для водителя будет выглядеть так: на первом месте — Польша, затем — Испания и Германия. Хуже всего в Бельгии, Голландии и Франции. Чаще всего сливают топливо и лезут в кабину в Бельгии и Франции. В Испании воруют палеты. А Италия выделяется худшими дорогами. Германия славится бесконечными пробками и ремонтом. Культура вождения хуже всего в Италии. И чем южнее, тем всё ещё больше усложняется. На втором месте — Франция. Самые дисциплинированные и культурные водители — это немцы, датчане. По количеству контроля полиции и транспортников первое место занимает Польша, затем — Германия и Италия. Самые красивые пейзажи — в Испании, Австрии, Норвегии.
— Вам приходилось сталкиваться с неприятными ЧП на паркингах?
— Несколько случаев было. Интересная история произошла на границе с Францией и Бельгией. На том паркинге вообще лучше не останавливаться: очень опасно. Но мы уже не успевали по общему времени проехать дальше. Пришлось оставаться там. Мы заняли место на парковке, муж пошёл отсоединять прицеп, так как мы работаем на рефрижераторе, а он всё время гудит. Как только супруг вышел из кабины, я заметила краем глаза: с другой стороны грузовика пробежала тень. Я увидела мужчину в капюшоне с огромными «кусачками» в руках. У меня мгновенно пролетела мысль, что он мог просто ударить Андрея по голове. Или ещё хуже — пырнуть ножом!
— Для тех мест это вообще норма. В общем, я стала глазами искать нож и параллельно окликнула мужа. Андрей подошёл к кабине и возмущённо спросил: «Ты чего орёшь?» В общем, с тем злоумышленником он разминулся, к счастью. Потом, кстати, мы своими глазами видели, как уже толпа из нескольких человек вскрывает прицепы «кусачками» на парковке.
— А фирма вам не выдаёт какие-нибудь средства защиты?
— В целях своей же безопасности ты ничего сделать в Европе с этим не можешь. Эмигранты, которые совершают набеги на грузовики или сливают топливо, под защитой закона Евросоюза. И если им причинить телесные повреждения, то быстрее посадят водителя, чем того, кто решил ограбить грузовик. К слову, водителям запрещено иметь при себе любой вид оружия. Нож, травматический пистолет, газовый баллончик — всё нельзя. На мой взгляд, это нелепо, поскольку дальнобойщик может просто спать, когда в его кабину решат залезть. А как тогда защищаться?
— В семейном экипаже можно как-то выбрать для жены более лёгкий маршрут или раз на раз не приходится?
— Когда я впервые села за руль тягача, муж мне сразу сказал: «Поедешь через Гамбург сама. Проедешь его — работать сможешь, нет — будем думать!» Кто проезжал Гамбург, в курсе, что там сплошные ремонты и узкие полосы. На мне тогда вся одежда была мокрая, хоть выжимай. Но я справилась. Так что «не хочется ехать» в нашем экипаже не работает. Но, конечно, мы стараемся распределять маршрут так, чтобы мои участки дороги проходили с большего по автобанам. Ну а муж уже забирает узкие «националки». В целом каждый решает сам, ехать ли за другого водителя. Ориентировочный штраф в Европе за езду на чужом чипе составляет около 500 евро.
— Часто видите представителей контролирующих ведомств на дорогах Европы?
— Очень часто. Полиция может свести машину прямо с автобана на паркинг, после чего проведёт полный осмотр. В него входит проверка всех личных документов водителя, проверка режима труда и отдыха за последние 28 дней, документов на груз, документов на автомобиль и прицеп. Также могут изучить техническое состояние тягача и прицепа. Бывают ещё весовые контроли, где проверяют общий вес автомобиля и нагрузку на ось. Например, в Австрии, если полный вес грузовика превышает 41 700 кг, отправляют на поезд. Сцепка устанавливается на платформу, а водитель идёт в пассажирский вагон. Кроме поездов, так же часто мы плаваем на паромах. Лично у нас за всё время работы с полицией проблем не возникало. Штрафы, конечно, были, но всё это с фотофиксации за превышение скорости.
— Сколько зарабатываете вы в парном экипаже и сколько денег уходит на ежедневные нужды?
— Заработок в литовских фирмах сейчас от 75 до 90 евро в сутки. Но у каждого работодателя есть свои нюансы. Например, нормы эковождения, надбавки за стаж и так далее. Также доход зависит от того, в какой сфере грузоперевозок ты работаешь: на «шторе», «фриге», автовозе, контейнеровозе; транспортируешь крупногабаритные грузы, цистерны, скотовозы и т. д. Что касается трат, то у нас — всё в копилку! Мы здесь, чтобы заработать, поэтому перед какой-то серьёзной покупкой задумываешься, стоит приобретать или нет. Конечно, это не касается продуктов питания. В общем, у нас в месяц на личные нужды уходит около 600 евро.
Сюда включены продукты, интернет, платные души, стирка, сушка. Ну и проезд к достопримечательностям Европы. Мы не любим сидеть в кабине все выходные, поэтому при любой возможности выбираемся на экскурсию. Питаемся обычно, особо не шикуя. Магазины стараемся искать подешевле. Но в странах очень разнятся цены. Например, в Польше — самые дешёвые продуктовые магазины, на втором месте, пожалуй, Испания и Португалия. Ну а наиболее дорогое — это в Норвегии, Дании, Швеции.
— Какие самые большие сложности для девушки-водителя в этой профессии?
— Несомненно, разлука с ребёнком — это главная трудность! И, конечно же, дорога домой с прохождением таможни, когда приходится стоять в очереди из десятка, а иногда из сотни автомобилей. На такой работе цена ошибки иногда стоит жизни. Порой ты так измотан, что уже даже не радуют эти красоты за окном. А вообще, для нас в дальнобое нет сложностей. Причина точно кроется в том, что мы — хорошая команда. Муж старается для меня найти хорошие паркинги с душем и опрятными туалетами. Иногда, естественно, бывают ситуации, когда ты и в поле можешь остановиться, но это происходит крайне редко. И я, как девочка, стараюсь относиться к подобному с пониманием. Ведь прежде всего мы на работе.
— Кем вы себя видите в будущем, если не дальнобойщицей?
— Очень сложный вопрос… За три года работы здесь я с трудом могу представить, где бы я могла столько зарабатывать дома! А уж тем более ещё и путешествовать в таком количестве. Но если отбросить материальную составляющую, то я очень творческий, идейный и подвижный человек. Работа с людьми мне даётся легко, и это точно то, от чего я получала удовольствие. Мне нравится творить, придумывать, решать тяжёлые кейсы и смаковать победу. Но пока буду крутить баранку — творчество пусть немножко подождёт!