← Таможня и ВЭД
Через край
Состоявшийся в Смоленске "круглый стол" на тему "Таможенный союз: практическое изменение", организованный Советом Федерации, не случайно прошел именно здесь. Экономическое развитие региона принято напрямую связывать с его географическим положением, укреплением транзитных функций территории и модернизацией лучшей в России магистрали M-1 Москва - Беларусь. Перед началом мероприятия у его участников была возможность познакомиться с работой одного из крупнейших на территории региона логистических комплексов, а также объектов таможенного и пограничного контроля.
Как сообщил на "круглом столе" первый вице-губернатор Михаил Питкевич, в ходе недавних переговоров руководства региона с генеральным директором государственной компании "Автодор" Сергеем Кельбахом выяснилось, что весной 2013 года проект реконструкции магистрали, существенная часть которой проходит по территории Смоленщины, будет передан на госэкспертизу. Документ, в частности, предполагает строительство до 2020 года 20 новых транспортных развязок, а общий объем инвестиций в реконструкцию магистрали составит 150 миллиардов рублей.
Власти области уверены, что реализация столь масштабного проекта положительно отразится на экономическом развитии региона. Тем более что в связи с вступлением России во Всемирную торговую организацию грузопоток по магистрали М-1, как утверждают специалисты, увеличится на 30-50 процентов. Представители иностранного бизнеса, участвовавшие в работе "круглого стола", сообщили, что уже в 2013 году в Европе возможна вторая волна экономического кризиса. В этой связи им представляется весьма перспективным перенос на территорию Смоленщины различных сборочных производств, поскольку энергичное развитие логистической инфраструктуры позволит наладить удобные каналы транспортировки готовой продукции по России - огромному и интересному рынку.
Создание Таможенного союза уничтожило очереди на границах и привело к сокращению штатов этого ведомства во всех трех государствах (в Беларуси - на 25 процентов, в России - на 20, в Казахстане - на 10),
росту товарооборота, укреплению кооперационных связей. Однако требования к безопасности международных грузоперевозок возрастают, в связи с чем заинтересованные ведомства подготовили программу развития таможенного администрирования, рассчитанную до 2015 года. Она предполагает полный и всеобъемлющий переход на электронный документооборот.
- Сведения, необходимые для получения таможенной декларации и лицензии, будут поступать в "одно окно", - пояснил член коллегии по таможенному сотрудничеству Евразийской экономической комиссии Владимир Гошин. - Решение о выдаче лицензии, по нашему мнению, должна принимать компьютерная система управления рисками, анализируя сведения о предприятии, о добросовестности его внешнеэкономической деятельности (ВЭД), опыте работы с конкретным видом товаров и так далее. При экспорте возникает не много проблем, и мы считаем, что уже на первом этапе автоматический выпуск можно распространить на половину экспорта.
О системе управления рисками на "круглом столе" упомянул и начальник Смоленской таможни Василий Князев. По его данным,
в 2009 году досматривалось почти 24 процента товаров, а в 2012-м этот объем сократился до 7,6 процента,
что позволяет говорить о существенном снижении давления на законопослушных участников ВЭД. Это, в свою очередь, привело к заметному сокращению времени, которое грузы лежат на складах временного хранения. Год назад оно составляло около 40 часов, теперь - чуть более 13 часов, и 75 процентов грузов проходят таможенное оформление за один день.
- Я всегда говорю, что таможенники защищают Родину, но делать это нужно так, чтобы не страдали интересы участников внешнеэкономической деятельности, - заявил статс-секретарь, заместитель министра транспорта РФ Сергей Аристов. - Грузовой автомобиль, который простоял пять-шесть дней, увеличивает расходы на транспортировку груза примерно на 20-25 процентов. В конечном итоге эти убытки ложатся на плечи потребителей. С созданием Таможенного союза, с началом формирования единого экономического пространства процесс оптимизации таможенных барьеров резко ускорился, идет активная гармонизация законодательства. Что касается транспортного контроля, то в соответствии с международными соглашениями он перенесен из Смоленской области на внешнюю границу Республики Беларусь, но осуществляется пока недостаточно четко.
С начала года в России проконтролировано 173 тысячи транспортных средств, выявлено больше 57 тысяч нарушений.
Таким образом, каждая третья машина въехала в Россию с тем или иным замечанием - это касается и режима труда и отдыха, и весовых требований, и даже отсутствия разрешений на поездку... А это означает, что транспортный контроль пока проводят не на должном уровне.
Для Смоленской области "круглый стол" оказался весьма полезным. Во-первых, на нем серьезно обсудили проблемы, которые возникают у участников ВЭД с прохождением ветеринарного и фитосанитарного контроля, осуществляемого Россельхознадзором. В регионе нет территориального органа этого ведомства, все профильные вопросы решаются в Брянске, и это притом, что грузопоток по территории Смоленщины значительно больше. Судя по характеру обсуждения этой темы, уже в ближайшее время ситуация может измениться.
Кроме того, в ходе "круглого стола" выяснилось, что в регионе возможно размещение крупного автопроизводства. Как сообщил представитель германской группы компаний Сергей Борич, правлением холдинга принято решение наладить выпуск автоприцепов и автомобильных надстроек на территории России.
- Это решение продиктовано рядом процессов в таможенной политике страны после вступления в ВТО,- пояснил он. - Первоначально был соблазн обосноваться в Калуге, где уже разместили мощности многие автопроизводители, но в последнее время всерьез рассматривается вопрос о создании площадки именно в Смоленске. Аргументы очевидны: выгодное географическое положение региона, наличие транспортной магистрали в Европу, близость машиностроительного комплекса Беларуси. Окончательный выбор пока не сделан, прорабатываются все инфраструктурные и логистические вопросы. При решении не последнюю роль будут играть вопросы транспортной доступности, поскольку речь идет о поставках крупногабаритных грузов, и тарифы на электроэнергию, так как производство энергоемкое.
По словам Сергея Борича, на первом этапе, когда будет отрабатываться технология и налаживаться контроль качества, на будущем предприятии запланировано производить три-четыре тысячи изделий в год. При этом постепенно произойдет импортозамещение комплектующих местной продукцией.
Михаил Питкевич предложил немецким инвесторам любые виды государственной поддержки, предусмотренные федеральным и региональным законодательством, и всяческое содействие в реализации проекта на территории области. Как констатировал модератор "круглого стола", зампредседателя комитета Совета Федерации по международным делам Валерий Шнякин, собраться в Смоленске стоило хотя бы для того, чтобы состоялся этот перспективный диалог.
Фото: council.gov.ru
Российская газета