14 вопросов о ремонте специальной и грузовой техники
Читатели журнала "Урал Трак" - люди, эксплуатирующие специальную и грузовую технику - нередко обращаются в редакцию с вопросами, ответить на которые под силу только экспертам. Журнал опубликовал ответы представителей специализированных компаний на самые актуальные вопросы читателей.
Отвечает Сергей Шейфер, руководитель отдела продаж ООО "УРЦ Термез":
- Что включает в себя диагностика трансмиссии? На каком оборудовании вы её производите?
- В зависимости от типа коробки переключения передач, МКПП или АКПП, диагностика отличается, но в целом обязательно включает следующие операции: идентификация КПП, осмотр внешнего вида (комплектности), анализ масла для МКПП, дополнительно для АКПП также проводится компьютерная диагностика с помощью оборудования Testman Pro, которая позволяет выявить ошибки в блоках управления КПП, измерение давления. Всё осуществляется на фирменном сертифицированном оборудовании ZF. По результатам диагностики клиент получает технический акт с результатами и рекомендациями по дальнейшей эксплуатации, а при необходимости - рекомендуемый ремонт.
- Если КПП ZF пытались чинить своими силами, берёте ли вы её потом в ремонт?
- Можно ответить коротко: да, берём. Ведь клиент к нам пришёл за помощью, и, в принципе, здесь нет ничего страшного. Единственный нюанс: клиент мог неумело разобрать, что влечёт за собой дополнительные затраты на ремонт КПП и увеличивает время ремонта, а это простой ТС, потеря денег. При ремонте КПП ZF мы стремимся минимизировать затраты клиента и восстановить агрегат, если это возможно. На все виды работ предоставляется гарантия до 800 моточасов, до 24 000 км пробега или до 6 месяцев эксплуатации ТС (что наступит быстрее).
Во время гарантийного периода эксплуатации владельцы грузовых автомобилей почти всегда предпочитают авторизированные центры, где можно устранить неполадки за счёт изготовителя техники. После окончания гарантии часть работ, как правило, мелких, выполняется силами штатных механиков или водителей.
На вопросы отвечает Александр Новиков, директор компании "ЕкатеринбургСкан":
- В чём преимущества обслуживания в авторизованном сервисном центре по сравнению с обычным сервисом?
- Плюсов для потребителя много. Так, "ЕкатеринбургСкан" как официальный дистрибьютор шведского концерна владеет самой актуальной информацией о новинках, способах ремонта и обслуживания, самыми полными данными об устройстве машин и тонкостях различий между сериями и модификациями, наши специалисты регулярно проходят обучение и стажировки у производителя. В официальном сервисном центре используются только оригинальные запчасти, сервисные инженеры проходят обучение у производителя. Мы не только продаём и обслуживаем спецтехнику, но и обучаем специалистов эксплуатирующих предприятий самостоятельному ремонту и грамотному использованию, которое продлевает срок работы техники и уменьшает межсервисные интервалы.
- В чём реально заключается индивидуальный подход?
- С каждым клиентом идёт конкретная работа: создаются консигнационные склады у заказчика, сервисное обслуживание проводится вахтовым методом, что сокращает сроки проведения ТО и ремонта, ведётся постоянный мониторинг состояния парка техники заказчика. Так, в рамках поддержки одной из крупных компаний - "СПК Автотранс" - был создан специальный отдел по сервису и запасным частям.
На вопросы отвечает Андрей Малёв, cпециалист по маркетингу ОАО "Челябинский механический завод":
- При изменении длины стрелы на гусеничном кране нужна перенастройка прибора безопасности. Обязательно ли это? Что это за настройка?
- На гусеничных дизель-электрических кранах ДЭК Челябинского механического завода устанавливаются приборы безопасности компании "Резонанс", которые предназначены для защиты крана от перегрузки и опрокидывания при подъёме груза больше номинального на данном вылете, от повреждения крана при работе в стеснённых условиях (координатная защита), от опасного приближения к линии электропередачи, формируя сигналы на отключение механизмов крана в случае превышения допустимых значений и введённых ограничений.
Встроенный регистратор параметров обеспечивает запись и долговременное хранение оперативной информации о режимах и параметрах работы крана и хранение информации о наработке крана, фиксирует число рабочих циклов и сведения о перегрузках в течение всего срока службы приборов безопасности. Оператор крана в зависимости от режима работы и геометрии рабочего оборудования (длина стрелы, жёсткий или маневровый гусёк) соответствующими кнопками и клавишами производит выбор одной из программ грузовых характеристик, заложенных в память прибора, которую затем он воспроизводит в виде заградительной функции, то есть зависимость между вылетом и массой груза. После переоборудования крана на другое исполнение необходимо выполнить операции по вводу нового режима работы крана и провести проверку прибора контрольными грузами.
- С какими проблемами имеет смысл сразу обращаться на завод, не пытаясь починить самостоятельно?
- В гарантийный период, который составляет 18 месяцев, или 1000 моточасов, при любой неисправности необходимо обращаться непосредственно на завод или в ближайший официальный сервисный центр завода. В настоящий момент на территории России действует 27 сервисных центров ОАО "ЧМЗ". В постгарантийный период характер неисправности можно оценить самостоятельно на месте, всё зависит от квалификации персонала организации, где эксплуатируется кран.
Мнение о том, что сервис парка, который насчитывает 15-20 единиц, собственными силами обходится дешевле, ошибочно.
Составление элементарной сметы затрат на ТО и ремонт автомобиля показывает, что эффективность аутсорсинга гораздо выше, чем замкнутой системы эксплуатации грузового парка или парка спецтехники.
На вопросы отвечает Иван Обухов, директор ООО "Авто-Эксперт":
- Выездной ремонт какой техники вы осуществляете? Каким оборудованием оснащена бригада?
- Мы выполняем выездной ремонт дорожно-строительной техники XCMG, SDLG, XGMA, Long King, LiuGong, Mitsuber, "Амкодор" и других, а также складской техники практически всех производителей. Выездная бригада оснащена электростанцией и всем необходимым оборудованием для проведения экстренного ремонта. Специалисты могут осуществить ремонт тормозной системы, электрооборудования, электропроводки, выполнить необходимое техобслуживание, снять агрегаты для последующего ремонта, провести регулировочные работы, установить и отремонтировать дополнительное оборудование: Глонасс / GPS, автономные отопители, тахографы.
- Какие запчасти выездная бригада возит с собой?
- Расходные материалы для проведения ТО (фильтры, масла) и компоненты, необходимые для проведения экстренного ремонта в соответствии с заказом клиента.
На вопросы отвечает Максим Гасилов, заместитель директора по продажам компании "Теодолит":
- Как осуществляется выездной ремонт экскаватора? Каким оборудованием оснащена бригада?
- Результативность работы выездной бригады на 80 % зависит от профессионализма менеджера по продажам, главная задача которого - определить признаки неисправности. Исходя из этого формируется состав бригады - мотористы, электрики, жестянщики - и перечень мобильного оборудования: от диагностического до прессов для снятия гусеничных полотен и расточных или наплавочных станков. Если необходим серьёзный демонтаж, мы обычно просим клиента обеспечить грузоподъёмной техникой.
- Какие неисправности вы не чините на выезде?
- В трассовых условиях мы не осуществляем крупный капитальный ремонт. В таком случае производим демонтаж агрегата и отправляем его в наш ремонтный цех.
На вопросы отвечает Николай Чебуркин, региональный менеджер коммерческого направления послепродажного обслуживания ЗАО "Вольво Восток":
- В чём преимущества ремонта в сервисном центре Volvo? Например, грузовик FH, база в Сургуте, ездит по ХМАО и ЯНАО, не проще ли ремонтировать самим?
- Фирменное обслуживание Volvo максимально увеличивает время работы без простоев и снижает риск незапланированных визитов в мастерскую автомобиля клиента. Индивидуальные планы обслуживания для каждого грузовика гарантируют, что правильное обслуживание проводится именно тогда, когда необходимо. Ремонт грузовиков Volvo всегда выполняется квалифицированными механиками с использованием оригинальных инструментов Volvo. Независимо от того, проводится ли он в мастерской Volvo или выполняется службой экстренной дорожной помощи Volvo. В среднесрочной перспективе любой клиент может убедиться, что обслуживание на фирменных СТО выгоднее и экономичнее в расчёте на тоннокилометр перевезённых грузов.
- Насколько надёжны восстановленные запчасти с гарантией?
- Запчасти Volvo, поставляемые службой обмена деталей и узлов Volvo,- это бывшие в употреблении оригинальные запасные части, восстановленные до первоначального состояния, которые предлагаются по очень привлекательным ценам. На них действует абсолютно такая же гарантия, как и на новые запасные части. Требования по качеству и функциональности, предъявляемые к восстановленным деталям, в точности совпадают с требованиями, предъявляемыми к новым оригинальным запасным частям. Volvo располагает одним из наиболее широких ассортиментов восстановленных узлов на рынке, и эта система находится в процессе постоянного развития. Среди имеющихся восстановленных узлов найдётся всё, от воздушных компрессоров, блоков управления, двигателей, коробок передач и турбокомпрессоров до комплектов сцепления и тахографов.
На вопросы отвечает Василий Козлов, заместитель директора по производству ООО "Дизель":
- ТНВД испорчен плохим топливом. Как восстановить? Или проще поменять?
- ТНВД - это "сердце" дизельного автомобиля. Он распределяет топливо по двигателю, подавая часть смеси в определённый момент в нужный цилиндр. Каждый водитель знает, что некачественное топливо может привести к выходу из строя всего двигателя. В наше время участились случаи, когда водители регулярно заправляют автомобиль на несанкционированных заправках, стоянках большегрузного транспорта, где качество дизельного топлива никто не знает. Да и на больших сетевых АЗС никто не застрахован от покупки топлива с высокой концентрацией минеральных веществ (воды) и механических примесей. Что и приводит к выходу из строя топливного насоса высокого давления. Если по каким-то причинам избежать этого не удалось, то на плунжерной паре ТНВД происходит износ рабочих поверхностей, что приводит к заеданию плунжера во втулке, а в дальнейшем - к "заклиниванию" рейки ТНВД. Топливный насос необходимо ремонтировать либо менять на новый.
Самостоятельно произвести ремонт топливного насоса невозможно, так как необходимо множество приспособлений, и, что самое главное, нужен стенд для испытания ТНВД, чтобы произвести правильную регулировку подачи топлива.
Поэтому следует обращаться в специализированные сервисные центры, автомастерские по ремонту двигателей, топливных насосов. При ремонте топливные насосы проходят полную разборку, мойку и дефектовку деталей. При обнаружении изношенных, деформированных запасных частей происходит стопроцентная их замена, дальнейшая сборка с заменой всех уплотнений, манжет и прокладок ТНВД. Насос проходит испытания на топливном стенде на величину и равномерность подачи топлива, начало впрыска. Регулировка происходит под определённую форсунку каждого цилиндра вашего автомобиля, что непосредственно влияет на работу двигателя при дальнейшей эксплуатации.
Как правило, цена ремонта составляет 20-30 % от стоимости нового. Следует учесть, что срок годности плунжерной пары, если она установлена на ТНВД и не эксплуатируется, составляет не более полугода! Учитывая стоимость, достаточно невысокую ликвидность и удалённость от завода-изготовителя, топливный насос может попасть к потребителю спустя это время. Таким образом, при покупке нового насоса стоит обращать внимание на дату изготовления насоса, в противном случае даже новый насос необходимо будет ремонтировать.
- После ремонта двигатель обкатывают на станке. Каким нагрузкам он подвергается при этом?
- После капитального ремонта двигателя он проходит обкатку наиспытательном стенде. Различают два режима - холодная и горячая обкатка двигателя. В первом случае происходит приработка деталей цилиндропоршневой группы. Нагрузка при этом не подаётся. При горячей обкатке двигатель запускается, нагревается до рабочей температуры, проверяется его работа под нагрузкой, за счёт асинхронного электродвигателя имеется возможность проверить параметры работы двигателя, удельный расход топлива, давление в системе смазки и мощность.
В зависимости от марки и модели обкатка длится в течение полутора-двух часов на всех режимах работы двигателя.
Фото: profi-forex.by
Урал Трак