← Коммерческий транспорт

Индийская Asia Motor Works в декабре готова продать часть своих акций КАМАЗу

Больше года назад представители компании AMW (Asia Motor Works Ltd.) на презентации деятельности холдинга Essar (Мумбаи, Индия), организованной для президента Республики Татарстан Рустама Минниханова и членов татарстанской делегации, высказали предложение о сотрудничестве с ОАО "КАМАЗ". Бизнес-интересы индийского производителя тяжёлых и среднетоннажных грузовиков касались лишь дистрибуции и закупки компонентов.
Холдинг Essar ведет бизнес в Индии, Индонезии, США, Канаде и других странах. Одно из основных направлений деятельности - сталелитейное производство, от сырья до продажи готовой продукции. Кроме этого, компании в составе холдинга занимаются производством энергии, нефтепереработкой и нефтехимией, строительством и обслуживанием крупных портов, другими видами деятельности.
Деловая встреча была связана с тем, что производители из Татарстана намерены расширить сотрудничество и выйти на новые рынки, для чего имеются такие необходимые условия, как успехи ОАО "Казанский вертолетный завод" на международных рынках.
На днях стало известно, что участвовавшие в переговорах представители компании AMW Motors выступили с предложением о продаже в декабре значительной доли в части миноритарных акций российскому ОАО "КАМАЗ". На фоне укрепления партнёрских бизнес-связей между Россией и Индией, сделка предполагается беспрецедентной в истории Индии. Ведь до этого российские автопроизводители финансово не участвовали в покупке акций индийских производителей. Кроме того, это третий случай когда российская компания присутствует на рынке Индии как производитель.
Ранее сборку своих грузовиков КАМАЗ (штаб-квартира в Бангалоре основана в 2009 году) намечал организовать на предприятии Kamaz-Vectra Motors Ltd. с британским капиталом. В 2014 году часть акций предприятий были выкуплены.
Второй случай подразумевал сборку и дистрибуцию грузовиков "Урал". Штаб-квартира "Группы ГАЗ" была открыта в Калькутте в 2008 году. Тогда в линейке продаж появились модели Ural U4320, Ural U69234, Ural U532341, Ural U555717 и Ural U557141M.
Однако полноценное производство машин российские производители вести не предполагали, поскольку по индийским законам требуется локализовать не только производство, но и технологии. А это для России, сталкивавшейся не раз с кражей ноу-хау и технологий, не приемлемо. Тем более, что челнинцы, возможно, связаны некоторыми экспортными обязательствами с Daimler AG, у которой есть в Индии собственное производство BharatBenz.
Нужно учесть положение компании AMW. За два года она столкнулась со слабым спросом на свои машины. Если продажи тяжёлых всех грузовиков в Индии в первые 7 месяцев финансового 2015 года выросли на 33,49% до 136 201 машин, то продажи грузовиков AMW в этот же семимесячный период рухнули на 60% и составили всего 749 единиц! Сделка для КАМАЗа выглядит неоднозначной ещё и потому, что AMW заинтересовано влиться в структуру КАМАЗа, чтобы получить доступ к 90 странам, где имеется дистрибуция КАМАЗ и способен спасти планы AMW в оборонном секторе.
Аналитики скептически относятся к потенциальным выгодам для обеих сторон, поскольку опыт Индии имеет плачевную историю в сфере развития совместных предприятий именно коммерческого транспорта: это СП Mahindra & Mahindra Ltd и американской Navistar Inc., Hero Group и Daimler AG, а также MAN AG и Force Motors Ltd.
"Ни один из проектов не был успешным", - сказал С.П. Сингх, старший научный сотрудник Индийского Фонда транспорта исследований и подготовки кадров в Дели. "Единственное возможное сотрудничество видится в оборонном секторе, который открыт для частных компаний", - подытожил он.
Скепсис подтверждает консультант консалтинговой компании PricewaterhouseCoopers India Абдул Маджид: - "AMW имеет знания в дистрибуции и знания местного рынка, - добавив, при этом, - Если роли не были распределены, а обе компании имеют общие цели, то партнёрство не работает".
Грузовик Пресс