Больше года назад представители компании AMW (Asia Motor Works Ltd.) на презентации деятельности холдинга Essar (Мумбаи, Индия), организованной для президента Республики Татарстан Рустама Минниханова и членов татарстанской делегации, высказали предложение о сотрудничестве с ОАО "КАМАЗ". Бизнес-интересы индийского производителя тяжёлых и среднетоннажных грузовиков касались лишь дистрибуции и закупки компонентов.
Холдинг Essar ведет бизнес в Индии, Индонезии, США, Канаде и других странах. Одно из основных направлений деятельности - сталелитейное производство, от сырья до продажи готовой продукции. Кроме этого, компании в составе холдинга занимаются производством энергии, нефтепереработкой и нефтехимией, строительством и обслуживанием крупных портов, другими видами деятельности.
Деловая встреча была связана с тем, что производители из Татарстана намерены расширить сотрудничество и выйти на новые рынки, для чего имеются такие необходимые условия, как успехи ОАО "Казанский вертолетный завод" на международных рынках.
На днях стало известно, что участвовавшие в переговорах представители компании AMW Motors выступили с предложением о продаже в декабре значительной доли в части миноритарных акций российскому ОАО "КАМАЗ". На фоне укрепления партнёрских бизнес-связей между Россией и Индией, сделка предполагается беспрецедентной в истории Индии. Ведь до этого российские автопроизводители финансово не участвовали в покупке акций индийских производителей. Кроме того, это третий случай когда российская компания присутствует на рынке Индии как производитель.
Ранее сборку своих грузовиков КАМАЗ (штаб-квартира в Бангалоре основана в 2009 году) намечал организовать на предприятии Kamaz-Vectra Motors Ltd. с британским капиталом. В 2014 году часть акций предприятий были выкуплены.
Второй случай подразумевал сборку и дистрибуцию грузовиков "Урал". Штаб-квартира "Группы ГАЗ" была открыта в Калькутте в 2008 году. Тогда в линейке продаж появились модели Ural U4320, Ural U69234, Ural U532341, Ural U555717 и Ural U557141M.
Однако полноценное производство машин российские производители вести не предполагали, поскольку по индийским законам требуется локализовать не только производство, но и технологии. А это для России, сталкивавшейся не раз с кражей ноу-хау и технологий, не приемлемо. Тем более, что челнинцы, возможно, связаны некоторыми экспортными обязательствами с Daimler AG, у которой есть в Индии собственное производство BharatBenz.
Нужно учесть положение компании AMW. За два года она столкнулась со слабым спросом на свои машины. Если продажи тяжёлых всех грузовиков в Индии в первые 7 месяцев финансового 2015 года выросли на 33,49% до 136 201 машин, то продажи грузовиков AMW в этот же семимесячный период рухнули на 60% и составили всего 749 единиц! Сделка для КАМАЗа выглядит неоднозначной ещё и потому, что AMW заинтересовано влиться в структуру КАМАЗа, чтобы получить доступ к 90 странам, где имеется дистрибуция КАМАЗ и способен спасти планы AMW в оборонном секторе.
Аналитики скептически относятся к потенциальным выгодам для обеих сторон, поскольку опыт Индии имеет плачевную историю в сфере развития совместных предприятий именно коммерческого транспорта: это СП Mahindra & Mahindra Ltd и американской Navistar Inc., Hero Group и Daimler AG, а также MAN AG и Force Motors Ltd.
"Ни один из проектов не был успешным", - сказал С.П. Сингх, старший научный сотрудник Индийского Фонда транспорта исследований и подготовки кадров в Дели. "Единственное возможное сотрудничество видится в оборонном секторе, который открыт для частных компаний", - подытожил он.
Скепсис подтверждает консультант консалтинговой компании PricewaterhouseCoopers India Абдул Маджид: - "AMW имеет знания в дистрибуции и знания местного рынка, - добавив, при этом, - Если роли не были распределены, а обе компании имеют общие цели, то партнёрство не работает".
Грузовик Пресс